ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

понедельник, 29 июля 2019 г.

Медиация в школе: выход из конфликта дипломатическим путем

Ваши ученики когда-то конфликтовали? Восстановить хорошие взаимоотношения всегда непросто. Конечно, можно проводить беседы и вызывать родителей в школу. А можно выбрать путь медиации конфликта.

Медиация – это процесс понимания между сторонами конфликта при участии третьей (нейтральной) стороны, которая способствует примирению и достижению компромисса.

Другими словами, медиация предусматривает посредничество, обязательное участие третьей стороны. Существует практика привлечения сверстников к мирному решению конфликтов путем переговоров. Например, если двое друзей или две подруги не могут прийти к согласию, они просят одноклассников рассудить их.

Зачем нужна медиация и почему именно одноклассников нужно вовлекать в посредничество? Один из принципов медиации – «равный – равному». Поэтому именно привлечение сверстников будет способствовать лучшему пониманию между сторонами конфликта и формированию партнерских отношений. Это научит каждого участника примирения бесконфликтно преодолевать споры. Такая активность сформирует у детей навыки ненасильственного поведения и научит выбирать стратегии мирного урегулирования конфликтов.

Профессиональные медиаторы проходят специальную подготовку. Но, чтобы воспитать медиаторов в детском коллективе, необходимо предоставить им знания основ урегулирования споров. Также не лишним будет подготовительный тренинг для учеников, интересующихся вопросом медиации.

Подготовка медиаторов:

Сформировать команду из учеников, заинтересованных в определении путей решения споров.
Формирование навыков коммуникации, необходимых медиаторам.
Ознакомление заинтересованных учеников с процедурой посредничества и овладения ими способов решения конфликтов.
Овладение подходом ненасильственной коммуникации с учетом интересов всех участников.
Подготовка учеников-медиаторов к самостоятельной деятельности.

Когда применять медиацию и чем этот метод лучше других

Практику медиации можно применять для урегулирования конфликтов, возникших в результате недоразумений между школьниками. Во избежание силовых методов разрешения конфликта, нужно научить школьников прибегать к переговорам и не стесняться обратиться за помощью к одноклассникам.

Медиация ученического конфликта нужна, когда эмоции мешают компромиссу, а также, когда недоразумение возникло между двумя друзьями или подругами. Чтобы сохранить дружеские отношения детей, лучшее прибегнуть к такому пути понимания.

Преимущество медиации заключается в том, что она дает возможность каждому ребенку не только высказаться, но и быть услышанным и понять свою значимость. Медиация направлена именно на преодоление спора, а не перевоспитание его участников. Информация, которая выясняется при этом, остается сугубо между детьми и медиатором.

Основные принципы медиации
Участие в процессе добровольно, то есть все участники должны быть согласны на проведение медиации. Нельзя заставить к достижению компромисса ни одного из участников, поскольку в другом случае все усилия окажутся напрасными.

Информация, полученная медиатором во время посредничества, в любом случае не должна разглашаться. Каждый ученик, принимающий участие в таком формате урегулирования недоразумений, должен придерживаться принципа конфиденциальности.

Медиатор – это посредник, ученик, который помогает восстановить взаимоотношения между двумя сторонами. Он не может поддерживать ни одну из них. Непредубежденность медиатора – залог эффективного проведения посредничества между учениками.

Все участники имеют равные права. Общение происходит в доброжелательном и дипломатическом тоне. Школьники учатся с уважением относиться к собеседнику, даже если их взгляды отличаются. Таким образом, формируются навыки ненасильственного преодоления спора.

Этапы достижения понимания

1. Подготовка к медиации.

Не нужно пренебрегать этим этапом достижения компромисса. Сначала нужно наладить доброжелательный контакт между тем учеником, кто будет выступать в роли медиатора, и учениками, между которыми возникло недоразумение. Также важно подумать, где будет происходить встреча.

2. Вступительная часть медиации (вступительное слово медиатора).

Во время вступительной части ученик-медиатор знакомит участников процесса с тем, как будет происходить медиация, с ее целями и с правилами поведения, в частности отмечая то, что нельзя перебивать и переходить на личности. Нужно убедиться, что оба участника спора принимают участие в процессе разрешения конфликта добровольно. Также необходимо отметить конфиденциальность, то есть договориться о том, что другие одноклассники или просто знакомые не получат информацию, связанную с конфликтом между теми, кто обратился за помощью к посреднику.

Чтобы разговор был эффективным, следует в самом начале определиться с целью и ожиданиями детей, которые обратились за помощью.

3. Рассказы сторон. Анализ ситуации.

После того, как дети, находящиеся в ссоре, получили информацию о том, каким образом будет происходить медиация, узнали о правилах поведения и конфиденциальности, нужно перейти к выяснению сути спора. Ученик-медиатор поочередно выслушивает позицию обеих сторон, задает уточняющие вопросы. Получив максимум информации, медиатор переходит к анализу ситуации.

4. Решение проблемы.

В зависимости от того, какой тип медиации выберет ученик, решение проблемы будет происходить или путем поиска компромисса, или путем выбора способа примирения из предложенных посредником. В любом случае цель этого этапа – прийти к согласию между теми, кто был в ссоре. Всем участникам этого процесса нужно помнить об уважении к собеседникам, своем достоинстве и нацеленности на результат.

5. Заключение соглашения.

Компромисс – это, конечно, хорошо, но его нужно закрепить. Хорошо, если с помощью медиатора ученики смогут в письменном виде зафиксировать решение конфликта и определить шаги относительно примирения. Конечно, это не тот документ, который заключают взрослые во время переговоров, но такое соглашение научит школьников выполнять обещания и чувствовать ответственность за последующее взаимодействие с одноклассником, с которым возникло недоразумение.

Практические советы медиаторам

Избегайте перекрестных реплик. Медиатор должен задавать вопрос осторожно, поскольку перекрестные реплики могут превратиться в открытое противостояние. Пусть вопросы будут нуждаться в развернутых ответах. Это поможет лучше понять ситуацию и избежать ухудшения взаимоотношений между теми учениками, которые не пришли к согласию относительно определенного вопроса.

Перефразируйте услышанное от участников. Вот для чего понадобится умение пересказывать тексты. Пусть медиатор перескажет услышанное своими словами. При этом важно спрашивать участников вопроса: "Я правильно понимаю?" Во-первых, это поможет просветить ситуацию, а во-вторых, перефразируя услышанное, ученик-медиатор может увидеть новые мотивы спора и пути понимания. Другими словами, перефразирование – проверка связи между участниками и медиатором, а также способ смягчить категорические высказывания.

Постройте доброжелательное и конструктивное взаимодействие. Ученик-медиатор должен создать комфортный эмоциональный фон разговора. Для этого он сам должен быть спокойным, доброжелательным и дипломатичным. Не лишним будет напомнить о принципе равенства и конфиденциальности.

Уделяйте внимание невербальной коммуникации. С одной стороны, медиатор должен контролировать свои невербальные сигналы: осанку, мимику, тембр голоса, с другой, – нужно обращать внимание на жесты учеников, которые обратились за помощью. Это поможет понять, что в действительности чувствуют собеседники.

Помогите участникам выразить свои эмоции. Во время достижения компромисса очень важно, чтобы ученики, которые нуждаются в помощи и понимании, выразили свои эмоции и надежды. Если они не будут иметь возможности высказаться и донести свои чувства к другой стороне, то могут отчаяться и не пойти на примирение. Поэтому важно, чтобы медиатор интересовался чувствами обеих сторон.

Процедура медиации – явление новое не только для школьных коллективов, но и для взрослых. Но применение такого способа примирения детей поможет научить их ответственности, решать споры ненасильственным путем.

                                                      Виктория Годунова

©При копировании ссылка на сайт обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий