ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

пятница, 14 января 2011 г.

Загадка Ильи Муромца


Наверное, нет человека, который не слышал бы об Илье Муромце. Старинный витязь без преувеличения стал самым популярным героем Древней Руси. О нем свидетельствуют басни и пишут книги, снимают художественные фильмы и мультфильмы, сочиняют сказки и анекдоты. И вместе с тем мощи реального человека – святого «Ильи из града Мурома» хранятся в Антоньевых пещерах Киево-Печерской лавры.

Огромное государство, собранное династией киевских князей-варягов простилалось от Новгорода на севере, до города Тмутаракань на Кубани, и от Перемышля на Западе до города Муром на Востоке. Фактически Древняя Русь была первой славянской империей. Под властью Киева кроме самих славян находились также представители тюркских народов (берендеи, хазары, «черные клобуки») и довольно большое количество финно-венгерских племен – чуды, ижоры, мокши, эрзы, муромы... Финно-венгерские племена населяли оккупированные славянами восточные и северные просторы Руси, то есть земли современной центральной России и Подмосковья.

Витязя Ильи в былинах называют «муромцем» и «залишанином». Эти прозвища в те времена свидетельствуют не только о месте рождения героя, но и о его национальности. Фино-угры, которые стали предками многих современных россиян и украинцев, в те времена славянами воспринимались как варвары и дикари. Приблизительно как готы, гунны или франки, в Давнем Риме.

Окраины современных Ростова, Мурома, Суздаля и Рязани, в тогдашнем Киеве носили название «залесья», а тамошние поселенцы – «залишаны». Прозвище «Муромец», которое сегодня мы воспринимаем вполне нормально, в Древнем Киеве воспринималось как «варвар» и вызывало насмешливый смех.

В Древнем Риме и его восточном филиале – Византии, на службе у императоров часто находились, в том числе и воины-варвары: готы, гунны и варяги. Поэтому нет ничего странного в том, что киевские князья так же пользовались услугами своих «варваров» - берендеев, «черных клобуков».

Жизнеописание Ильи Муромца собранное из былин сильно совпадает с жизнеописанием киевского князя Владимира Мономаха. После своего странного излечения «прохожими калеками » Илья двинулся на Киев, чтобы стать на службу к «князю Владимиру». Дорогой он освободил от осады Чернигов, а после встречи с князем – должен был победить Соловья-Разбойника. Реально выехать он мог вместе с князем Владимиром. Волей своего отца Всеволода, реальный князь Владимир Мономах был посаженым князем в Ростово-Суздальской земле, то есть в том же «залесье». Но в 1078 году Владимир переехал в Чернигов, где должен был воспрепятствовать набегам половцев.

Длительное время из войн против половцев Владимир не вылазил. Первым среди Киевских князей он осознал нелепость обороны от половцев за валами городов и начал сам атаковать стоянки кочевников. В 1103 г половцы испытали поражение на реке Молочной, в 1107 г Владимир разбил хана Боняка под Лубнами, в 1111 г половцев в битве на реке Сальнице. Наконец в 1117 г половцы признали над собой власть киевского князя. Упоминания об этих войнах сохранились не только в летописях, но и в народной памяти – в баснях об Илье Муромце.

Не менее интересна былина о бунте Ильи против Владимира в Киеве. Во времена Владимира Мономаха в Киеве и в самом деле произошло громкое восстание «черных людей» против бояр. Результатом того восстания стало получение власти в Киеве самим Владимиром. И Владимир быстро установил в княжестве порядок. В первую очередь, силами своей жены он оградил торговые пути от банд разбойников. Из-за привычки общаться между собой с помощью пересвиста их тогда называли «соловьями».

Версия что реальный Илья Муромец был витязем или воеводой князя Владимира Мономаха – красивая и романтичная. К сожалению – она абсолютно не подтверждается учеными.

Илья из Лавры

Илья Муромец давно привлекал внимание ученых. В том числе – своими останками, которые и сегодня хранятся в пещерах Киево-Печерской лавры.



В 1988 году межведомственная комиссия Министерства здравоохранения УССР провела исследование мощей легендарного героя. И пришла к самым неожиданным выводам.

Человек, который и сегодня покоится в Лавре, при жизни имел очень высокий рост и крепкое телосложение. При среднем росте людей тех времен в 160-165 см, Илья Муромец был настоящим великаном – 177 см. Следы на костях свидетельствуют, что человек этот имел очень развитые мышцы и обладал незаурядной физической силой.

Рентгеновские исследования обнаружили еще одну интересную вещь. Человек при жизни болел очень редкой болезнью – спондилоартрозом. Эта болезнь симптомами похожа на радикулит и может ограничить подвижность ног. То есть – легенды о «33 годах на печи» все-таки имеют под собой реальную почву. В наше время такие болезни лечат опытные костоправы. Илью вылечили какие-то «калеки прохожие» - вероятно, это языческие волхвы, которые убегали от репрессий князей и церкви на окраины Руси.

Кости человека, который лежит в Лаврских пещерах, имеют следы многочисленных переломов. Этот факт более чем точно устанавливает профессию покойника – при жизни он был воином. Возраст покойника 40-45 лет. В те времена – возраст старца. Не вызывает сомнения и причина его смерти – большая глубокая рана в области груди. Такие раны могли оставить или двуручный топор или кавалерийское копье.

Касательно даты смерти ученые высказались неуверенно – XII век, скорее всего вторая половина. И уже это разрушает версию о службе Ильи Муромца князю Владимиру Мономаху, который умер в 1125 году.

Два Ильи?

В 1594 году, находясь в Киеве, посланец немецкого императора Рудольфа Эрих Лясота в дневнике описал Софийский собор, где среди прочего оставил такую запись: «С внешней стороны этой церкви была гробница Ильи Моровлина. Он был знатный герой, или, как говорят, богатырь. Рассказывают о нем много басен. Гробница эта теперь разрушена». Мощи Ильи в Печерской лавре он также видел: «Есть также один великан или богатырь, которого называют Чеботка. Говорят, что на него напало как-то много врагов, в то время когда он надевал сапог. И поскольку в спешке он не мог схватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел, поэтому и получил такое прозвище».

В книге монаха Афанасия Кальфойского, которая была напечатана в 1638 году, среди святых Печерской обители упоминается «святой монах Илья, которого люд простой Чеботком зовет». Чернец Афанасий утверждал что «монах Илья» жил за 450 лет до того времени. Интересно, что он называет Илью «святым». Канонизация Ильи сталась только в 1646 году, поэтому вероятно, что монах Афанасий и собирал данные для его жизнеописания.

Эти утверждения наталкивают на множество мыслей, которые в свою очередь порождают разнообразные версии. То что «Илья Муровлянин» был похоронен возле храма Софии Киевской, само собой говорит о его незаурядной славе. Известно, что на территории собора существовало около 100 захоронений – преимущественно князей и членов их семей.

Известно, в немецких эпических поэмах XII века существует герой Илья Русский, который опять таки может быть тем самым Ильей Муровлянином - Муромцем.

Не менее интересные предположение относительно «монаха Ильи, которого люд простой Чеботком зовет». Дело в том, что в пещерах Лавры похоронить могли только монаха. Витязь, какие бы выдающиеся подвиги он не совершил при жизни, претендовать на это не мог. Следовательно, выходит, что Илья перед смертью принял монашеский сан.

Согласно легенде, Илья из Лавры имел семью и детей, чьи потомки стали киевскими дворянами Чеботковыми. А погиб он в 1203 году, когда Киев был взят князем Рюриком Ростиславовичем и союзными ему половцами. Если это так – то жизнь Ильи из Лавры и близко не напоминает народные былины. Во второй половине XII века власть в Киеве менялась 24 раза, и ни какого «Владимира-князя» там не существовало. Более того – выходит главные свои подвиги «Илья из Лавры» совершил в войне против «своих». Русь тогда раздирали княжеские распри. Вряд ли такие подвиги могли попасть в немецкий эпос.


Сама собой напрашивается версия о том, что мощи Ильи Муровлянина были перенесены в Лавру и уже там стали известны как Илья по прозвищу Чеботка. Но это нереально технически. Перенос мумии с сухого склепа в сырые пещеры стал бы для нее фатальным.

Следовательно, вывод очевиден – Илья из Лавры и Илья, который лежал в гробнице описанной Лясотой – два разных героя. Кстати, сам Лясота в этом даже не сомневался. Илья прозваний Чеботкой прожил героическую жизнь и погиб как воин с оружием в руках. Однако он не имеет никакого отношения к Илье Муромцу из сказок и былин. Был ли им витязь, который лежал в склепе в Софийском соборе? В это можно только верить.

Виктор Бурназов

1 комментарий: