ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

пятница, 7 декабря 2018 г.

Колокола – вестники радости и торжества жизни

Исторически так сложилось, что Россия всегда была великим колокольным государством. Испокон веков русский народ любил и берег колокола, не жалея средств на их изготовление. Колокола издавна были частью народной жизни: они отбивали время, помогали заблудившемуся путнику найти дорогу, извещали о пожаре, о появлении врага, провожали воинов и величественно встречали победителей…

Колокола... Услышав их мелодичное пение, не хочется ли вам, люди, прислушаться к этой волшебной гармонии и попробовать разгадать содержание? Колокольные звоны раздавались над каждым городом, над каждым селением, были украшением праздника, передавали голос веков. Колокола - наша неразрывная связь с прошлым, его традициями и обычаями. В детстве казалось, что именно благодаря колокольному звону праздник витал в воздухе, западал глубоко в душу, а особенно на Пасху под эти звоны хотелось обнять свою Землю... Говорят, что через мелодию колокольных звонов сам Господь обращается к людям. По-видимому, поэтому к ним всегда относились с огромным почетом.

Давайте заглянем в историю колоколов и звонарства. Их били, вырывали языки, лишали голоса, публично неславили, сбрасывали с колоколен, наказывали переплавкой. Но переплавляли совсем не в колокола, а в гильзы стрелкового оружия и артиллерийские снаряды. Колоколами торговали, часть была продана, часть враги вывезли как трофеи. Большое количество спрятало население, закопало в землю или утопило в реках и болотах. Они потеряны, потому что никто не знает где их искать.

Колокола появились в IV-IX веках. Были они коваными, небольшими и звучали не мелодично. Их делали из железа или меди, а позже в сплав стали добавлять серебро.

Историки не дают четкого ответа на вопрос, где и кем были изготовлены первые колокола. А легенда говорит, что происходят они из местности Кампан (Италия), где в Европе впервые начали выливать колокола ("кампанелл" в переводе с итальянского означает "колокола"). Церковный звон и доныне в богослужебной литературе называют кампаном.

На Руси церковные звоны зазвучали вскоре после принятия христианства, а существенное распространение получили лишь в XVI веке. Древние колокола были небольшими и весили от трех до шести пудов. На Руси сначала не было специально предназначенного для них места в храме, они могли крепиться и под сводом арок над входными дверями, и посреди храма, на воротах. С XIV века появляются колокольни в виде многоярусной башни, увенчанной круглым сводом.

Уникальной достопримечательностью архитектуры в России является Ростовская колокольня, построенная по распоряжению Ионы Сысоевича - Ростовского митрополита, ценителя колоколов. Главным на звоннице стал большой в 2000 пудов колокол "Сысой", вылитый мастером Флором Терентьевым в 1688 году. Язык колокола весит почти 100 пудов. На звоннице во времена митрополита Ионы было установлено 13 колоколов. В разные периоды им грозила переплавка. Царь Петр I после поражения под Нарвой повелел их снять и использовать для нужд армии. Но у митрополита получилось откупиться.

В 1920-м история повторилась, когда новая власть приняла решение его переплавить, но уже, как "символ царизма". К счастью, директор музея Д. Ушаков, обратившись к наркому образования А.Луначарскому, уговорил его посетить Ростов с учеными. Вывод авторитетной комиссии был категорическим: колокола ростовской звонницы - национальное достояние народа.

Из исторических документов известно, что самые ценные колокола были окружены особым вниманием и заботой людей - их оберегали, стремились продлить их жизнь, использовали только в определенных случаях. К сожалению, не известно, сколько уникальных колоколов погибло в пожарах войн средневековья, сколько их уничтожили враги православия, разрушая старинные церкви и монастыри. В конце 20-х годов XX века была создана специальная организация для заготовки металлического утиля - Рудметалторг: на собраниях и митингах трудящихся, сессиях местных советов, в трудовых коллективах принимались решения о переплавке колоколов. Сдача колоколов на металлолом - самое страшное кощунство, пренебрежение святыми символами. Из колоколов даже выливали бюсты вождей революции, а полученные денежные средства вносили в фонды развития авиации, машиностроения, культуры, борьбы с голодом.

Древний опыт литья колоколов передавали и преумножали из поколения в поколение. Качество зависело от состава металла. Классический вариант - это соотношение меди и олова как 1:4. А лучший звук дает тот колокол, который содержит в себе всю таблицу химических элементов Менделеева! А еще говорят, чтобы колокол хорошо звучал, нужно пустить между люди какую-то сплетню.

Сначала строили плавильную печь для меди и олова. Неподалеку выкапывали глубокую яму, где должны были выливать изделие. На ее ровном дне из кирпича выкладывался конус, который обмазывали толстым слоем глины. Специальным вращающимся шаблоном глину разравнивали, стремясь придать внутренней поверхности будущего колокола, желаемую форму. Это глиняное сооружение называли когда-то "болван". Он был внутри пустым, и перед заливкой металла в нем разжигали огонь, чтобы нагреть его и уравнять разницу температур, при заполнении формы расплавленным металлом, - чтобы "болван" не треснул.

Сам "болван" смазывался жиром и покрывался специальной краской, приготовленной из пепла и мыльной воды или пива, - чтобы глина не прилипала и легко отпадала от поверхности конуса. Затем на "болван" тонким слоем наносилась глиняная "рубашка" - модель будущего колокола. Ее мастера также старательно выравнивали и красили.

Когда глиняный колокол был готов, приступали к изготовлению верхней части формы - "тулупу". Это был разборной слепок модели, который точно повторяет все ее детали. Далее модель снимали с "болвана", а в образовавшуюся емкость заливали жидкий металл. В ожидании проходило несколько дней, пока отливка полностью застынет. Потом мастера ее вынимали, чистили от глины, отбивали шлак, убирали шероховатость и полировали. Приобретенные знания и опыт передавался следующему поколению.

Часто мастеров подстерегали беды и неудачи - то форма развалится, то жидкий металл прорвет тулуп или готовая отливка треснет. Но самая большая трагедия, когда с виду красивый колокол не звучал...

Каждый колокол имеет свой голос, своеобразный и неповторимый. Простой и четкий звук - это сигнал, а величавый, медленный, возвышенный - связанный с героикой и славой. Похоронный звучит с глубокими паузами, медленным затуханием, которое чередуется с четкими ударами во все колокола, вызывает печаль. А радостнее всего звучит пасхальный перезвон. Недаром в народе говорили: "Радуется, как пасхальный звон".

Распространение звонарского искусства в православии, прежде всего, объясняется отсутствием инструментальной музыки. Это своеобразный жанр духовной культуры. Русские колокольные мастера считались одними из лучших в мире, их творения имели неповторимое звучание, а декор отмечался особой утонченностью. Музыканты-звонари в течение веков оттачивали свое искусство.

В соответствии с требованиями богослужений различают несколько видов звонов. Ритмичное звучание в один звон называется благовест. Когда поочередно звонят несколько колоколов, то это - перезвон. А трезвон - это когда трижды ударяют в разные колокола с небольшими паузами. В самые торжественные моменты поочередно раздаются все три звона - благовест, перезвон и трезвон. Издавна существовал обычай: на Пасху каждому желающему позволяли подняться на звонницу и испытать себя в роли звонаря. Мелодии звонов содержат все самое дорогое для нас: религию, семью, колыбель, могилу, прошлое, настоящее и грядущее.

Современная наука очень интересуется ими. Ученые доказывают, что церковный звон генерирует большое количество резонансных ультразвуковых волн, очищая тем самым окружающее пространство. На территории России, Украины, Белоруссии, было когда-то 80 тысяч православных храмов со звонницами. Фактически вся Российская империя находилась под защитой церковных звонов.

Из трудов профессора О.Чижевского известно, что города, которые имели много храмов, обходили эпидемии. Дело в том, что вирусы в ультразвуковом диапазоне церковного звона просто погибают. Это касается всех носителей гриппа, чумы, скарлатины, кори, тифа...

Поэтому пусть над родной землей несутся звоны не печали и тревоги, а радости и торжества жизни!


                                                                                        Игорь Полоз

©При копировании ссылка на сайт обязательна

1 комментарий: