ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

понедельник, 10 февраля 2014 г.

Книга следов: как ведется учет дичи?

Морозная заря едва зацепила край небосклона, когда лес настороженно встречал группу людей, которые окружали урочище, становясь один от другого на расстоянии нескольких десятков метров. Все, как во время настоящей отрядной охоты, если бы не одно существенное отличие: вместо ружей, у охотников - блокноты и карандаши. Сейчас в лесничестве горячая пора - подсчет дичи. 

Больше всего звери идут, как правило, дебрями, поэтому мы выбираем для наблюдения место на краю, поросшего елями огромного оврага. Долго ждать не приходится, и сорока своей шумихой предупреждает нас о приближении зверя. С нетерпением всматриваемся вдаль, и вдруг линзы бинокля выхватывают из ветвей довольно большую черную морду с маленькими глазоньками. Так и есть, медведь! Зверь нас еще не обнаружил и стоит, втягивая ноздрями воздух, пытаясь выяснить ситуацию. Ощущение близости крупного хищника щекочет нервы: одно дело видеть медведя в клетке зоопарка, а совсем другая - на свободе, на расстоянии нескольких медвежьих прыжков. Но ветерок легонько, почти по диагонали, тянет в нашу сторону, и косолапый, не чувствуя человеческого запаха, короткими перебежками и совсем неслышно, словно привидение, уходит. Вроде был зверь, вроде и не было. Но огромные, размером со шляпу, отпечатки когтистых лап свидетельствуют о том, что все это нам не приснилось, поэтому делаем соответствующую отметку в блокноте: видели одного косолапого. Идем дальше, и через линию учетчиков скачут олени, зайцы, кабаны и другое, напуганное зверье.

Медведи сейчас не в берлоге, так как последняя длительная оттепель их разбудила, но увидеть вблизи такого хищника - настоящая удача. Это еще одно свидетельство того, что косолапого у нас достаточно, и целесообразность внесения его в Красную книгу - вопрос спорный. В целом же, по предыдущим данным, у нас и другого зверья немало. Так, копытных почти две тысячи голов. И это цифры не « с потолка», так как весь этот учет охотничьи общества проводят только в присутствии специалистов. Чтобы считать точнее, используют несколько способов подсчета в зависимости от условий: методом шумовой прогонки зверя в основном на равнине, двойного подсчета следов (входных и исходных следов), а также используются визуальные наблюдения егерей в течение года. Эти мероприятия тщательно продумываются с тем, чтобы меньше тревожить зверье, ведь скажем, у тех же кабанов вот-вот начнется опорос, и маленьким кабанчикам нужно некоторое время выгреться возле свиньи. Такие места егеря хорошо знают, и учетчики их обходят.

Следует отметить, что охотники очень ответственно относятся к этой работе, и любителей помочь егерям предостаточно. Кстати, годовой учет проводят не один раз, чтобы иметь точные цифры, нужно постараться исключить из них проходного зверя, то есть тех животных, которые не задерживаются надолго в тех или других закрепленных за определенным охотничьим обществом угодий. Так, например, мы пытаемся не учитывать одно стадо косуль, которое ежегодно на месяц-два приходит к нам от соседей. Также стараемся точнее подсчитать наших лосей, которые склонны к сезонным миграциям.

В целом, с небольшим исключением, цифры подсчета дичи радуют. Печально, но должны констатировать, что последний учет показал полное исчезновение небольшой популяции муфлонов, которые необдуманно завезли к нам из более теплых краев. На них никто у нас не охотился, и они просто вымерзли при наших суровых зимах. А вот другой переселенец, но уже с Дальнего Востока, к сожалению, прижился у нас, и наносит немало потерь нашей пернатой дичи. Идет речь о енотовидной собаке, от которой один вред. Нужно отметить, что учет зверья - чуть ли не важнейшее мероприятие для планового ведения охотоведческого хозяйства, ведь культурный охотник должен знать, какую дичь и сколько можно отстреливать без вреда общей популяции, на какого зверя некоторое время вообще нельзя охотиться, а каких следует завезти из других лесничеств.

Руслан Ткаченко

Комментариев нет:

Отправить комментарий