ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

понедельник, 15 апреля 2013 г.

Маргарет Тэтчер: почему она железная?


В понедельник, 8 апреля, когда в центре Лондона в отеле «Ритц» в иной мир от инсульта ушла Маргарет Тэтчер, планета вдруг наперебой кинулась выяснять для себя, кем все-таки была для нее дочь торговца Альфреда Робертса из городка Грэнтем, с 1992-го баронесса Кестевенская Маргарет Тэтчер. То, что одной из самых влиятельных исторических фигур ХХ века, – понятно. Что противоречивой в своих решениях – также. И что прозорливо гениальной – также вдруг выяснилось за эти несколько дней уже без Мэгги.

Несмотря на в целом известное, что Тэтчер никогда не боялась ввязываться в бой (как написала The Chicago Tribune, хоть с феминистками, хоть с ирландскими республиканцами, хоть с аргентинцами), в мире вдруг вспомнили, что, как ни странно, ее самое крепкое наследство – установление мира. Это, конечно, после того, как она в 1981-м, чуть ли не единственная из мировых лидеров (неслыханный факт в дипломатической практике) не поздравила из-за введения советских войск в Афганистан с 75-летним юбилеем генсека Брежнева, но после встречи с генсеком Горбачевым сказала, что с этим парнем можно работать вместе.

Именно Тэтчер с Рональдом Рейганом помогла похоронить коммунизм и в СССР, и Восточной Европе. Говорят, поляки именно после ее знаменитого выступления в 1988-м в колыбели «Содружества» Гданьске поверили в свое возвращение в Европу. Ну, а относительно Горбачева, то Михаила Сергеевича на просторах постсоветского пространства большинство людей все же не любят.

Кстати, «Железной леди» ее назвала именно газета министерства обороны СССР «Красная звезда». Но Тэтчер на посту британского премьера была неуступчивой не только по делам внешнеполитическим, внутренним британским – также. Тэтчеризм, как политика, которая сопровождалась приватизацией национальных предприятий, монетаризмом в финансово-экономической сфере, уменьшением финансирования образования и здравоохранения и признанием, что избыточное государственное вмешательство, даже с лучшими намерениями, сдерживает свободное развитие конкуренции и рынка, была не очень популярной в Британии. Причем, как среди простых людей, так и среди соратников Мэгги по консервативной партии. Но именно при правлении Тэтчер жители социального жилья получили возможность выкупать свою недвижимость, а миллионы британцев, которые до этого практически не брали участия в экономической деятельности, стали домовладельцами и акционерами бывших государственных компаний, которые приватизировались.

Парадокс, но именно Тэтчер выбирали на работу британским премьером непристойно много – три раза подряд. И, возможно, именно сегодня вдруг выяснилось, что деяния «железной леди» очень и очень актуальны в пору мирового экономического кризиса. Потому что, именно она спасла Британию от банкротства – получив в 1979-м британскую экономику на грани катастрофы, Тэтчер сдала ее на момент своей отставки с уровнем роста, который догнал показатели США. Говорят, Мэгги ненавидела бюджетные дефициты с такой силой, с которой их только может ненавидеть дочь бакалейщика, ненавидящая долги. А разве главная суть тэтчеризма в том, что по-настоящему свободный только тот, кто надежно стоит на ногах и обеспечивает свою семью, не о нашей нынешней ситуации?

Маргарет Тэтчер всегда считала свою личную популярность малозначимой, побочным продуктом намного более важных битв, которые она так целенаправленно выигрывала. Даже несмотря на то, что как-то, по-видимому, на мгновение, забыла, что железная, и созналась: «Премьер-министр – одинокая профессия».

При копировании текста ссылка обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий