ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

четверг, 20 сентября 2012 г.

Тихая охота – непростое увлечение


Немало грибников по своим повадкам напоминают наших прославленных олигархов — руки загребущие, глаза ненасытные, территориальные претензии безграничны. Это я сделал такой вывод, попав в разгар грибного сезона в родную деревеньку. Здешние жители получив асфальтированную дорогу, попали в оккупацию «городских», которые сюда массово повадились за рыбой и грибами. Более богатые обустроили здесь дачи.

Еще звезды видны на небе, а в воздухе нарастает глухой гул моторов. И вот, наконец, рассветает, ряды грибников лавиной двинулись обследовать завалы хвороста, хвои и мха. Нельзя зевать - в спину дышит конкурент, поэтому некоторые алчные добычу не срезают, а вырывают вместе с грибницей, мох летит, словно перья. После нас - хоть потоп.

Развращенные европейцы потребляют лишь выращенные в теплицах деликатесные грибы, а не те, что насыщенны радионуклидами или свинцом у дорог. Однако наши люди дают иностранцам достойный ответ: такой закуски, как консервированные белые грибы, опята, маслята, зеленушки, им никогда не пробовать. Знают ли они, как неповторимо пахнут сушеные в печи боровики? Они никогда не почувствуют вкус наваристого борща с грибами, ну, конечно, с мясом, в котором ложка стоит. А борщовая заправка?

Кстати, ее рецепт: нужно взять килограмм белых старых грибов, столько же моркови, по 800 грамм лука и зеленой петрушки с корнем, прибавить 600 г. соли. Все это в сыром виде перекрутить на мясорубке, сложить в банки и поставить на месяц в холодильник. Зимой весь подъезд в доме будет чувствовать, чем вы заправляете борщ.

Вот только жаль, что большинство пенсионеров, которые преимущественно давятся в электричках с ведрами и корзинами, едут на стареньких «Жигулях», не всегда имеют деньги на мясо к борщу. Им не до любования природой и сантиментов, идет речь о необходимых съедобных добавках на зиму. Поэтому в ход идут далеко не первосортные белые грибы, а наиболее распространенные сыроежки, свинушки или «синяки», которые когда-то вообще не собирали. Теперь не каждый грибник может похвастаться, что видел в своей жизни рыжики — самый первый деликатес гурмана.

Мой племянник, с которым мы вышли на тихую охоту, говорил, улыбаясь: «Не переживайте, ваш гриб не убежит». Я засомневался, что после такого нашествия приезжих могло что-то грибное скрыться. Но, он был спокоен, хотя задание имел архиважное: «Я должен привезти своему начальнику к обеду ведро грибов». Очевидно, начальник исповедовал принцип гоголевского судьи Тяпкина-Ляпкина, который открыто говорил, что берет взятки, но чем? «Борзыми щенками. Это совсем другое дело», — аргументировал свои коррупционные действия.

Племянник взял в помощь сыновей: семиклассника Ивана и пятиклассника Володю. Мы никуда не спешили, не побежали в глубь, а, облюбовав неподалеку небольшой лесок, фактически топтались на месте. В душе я надеялся, что в нашем негласном соперничестве я останусь не на последнем месте. Некоторые секреты тихой охоты я все-таки знал. Но как я быстро разочаровался в своих способностях. Спустя некоторое время я решил похвастаться перед ребятами, что в моей корзине было уже аж пять белых грибов. Но у Ивана оказалось около... тридцати.

Племянник объяснил: «Он у меня специалист по сбору грибов и ловле рыбы, а вот Володя — хозяин, около коня аж трясется, так радуется». Это нужно было видеть, как этот парнишка около сосны за пятнадцать метров замечал едва приподнятую хвою, а боровики на поляне он, кажется, нюхом чуял. Если обычные «блондины» он срезал без всяких эмоций, то вокруг боровика с коричневой шапкой устраивал словно ритуальный танец. Он им любовался! Поскольку все мы работали на заветное ведро для начальника, но Иван твердо заявил: «Боровики не отдам». Однако с лесными дарами для начальника мы быстро справились.

Направились еще на один дальний участок, поросший мхом, где и нарезали мясистых маслят, пересыпали их для вида белыми. Мое предложение, чтобы подбросить в ведро несколько мухоморов (не поганок!) не нашла одобрения у племянника. И правда: новые начальники вырастают на старом месте, как грибы после дождя.

Из этого путешествия в лес коллективом я сделал правильные выводы. Ведь пока осматривал место у одной сосны, Иван насобирал в пять раз больше. Поэтому в дальнейшем уклонялся от его, неудобного для меня, общества. Найдя достойный грибной экземпляр, можно было с ним не спеша ласково поговорить, осмотреть окрестности в поисках его собратьев. Вместе с тем, послушать барабанный стук дятла, истерический крик сойки. Где-то далеко раздавались отчаянные голоса приезжих, которые заблудились. Или просто присесть на пеньке и послушать шепот леса. Ведь тихая охота нуждается в одиночестве.

Но пришло утро, когда на травке появился седой иней. Корзинку пришлось перекладывать из одной руки в другую — пальцы мерзли. Это вместо ожидаемого обильного грибного дождя и тумана!.. Но сработал инстинкт опытного грибника. Где может согреться белый гриб? Конечно, в песке у дороги. Близ дома, в хвое я «откопал» с десяток белокурых длинноногих красавцев. Увидев такие мои поисковые весомые результаты, деревенский мужик сказал другу: «И городские уже знают лучше нас, где искать грибы». Какой приятный момент — достойная оценка моего профессионализма. К счастью, Иван в это время был в школе и не опередил меня.

Домой возвращался в переполненном автобусе с пенсионерами, которые побывали в другом лесу, и у каждого было полное ведро — пусть второсортных грибов, но за зиму все будет употреблено.

Кстати, знаток природы Владимир Солоухин, рассказывал о находке рекордного белого гриба весом около шести килограммов, высотой 24 сантиметра. К сожалению, у нас им едва дают подняться.

Р. Линник
При перепечатке ссылка на сайт обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий