ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

вторник, 31 июля 2012 г.

Почему в школе – золотой медалист, а в жизни – неудачник...


Новый учебный год приходит не только к школьникам и студентам, но и к их родителям, которые болеют за каждую «пятерку» своего ребенка. И скорее, между родителями, чем детьми, возникает своеобразная конкуренция: «моя доченька, мой сынок, – лучшие». А страдают от таких гонок в первую очередь дети – их заставляют «добывать» оценки, на них делают «ставки».

Каждая «четверка» - сигнал, что материал можно было бы лучше знать и немного подучить, превращается в настоящую трагедию. Вообще же оценки в основном свидетельствуют лишь о поверхностном уровне знаний, и тем более не решают судьбу ребенка.

Один мой знакомый, владелец фирмы, с многомиллионными оборотами, закончил ПТУ. Уже позже, когда почувствовал, что ему это действительно нужно, получил и высшее образование. Так вот, недавно совпали две «круглых» даты окончания учебы, и одногруппники организовали себе встречи. Пришел к выпускникам ПТУ мой знакомый и был приятно удивлен – большинство приехали на неплохих машинах, рассказывали, как устроили семейную жизнь, какие страны посетили, что планируют на будущее. Через неделю встреча выпускников ВУЗа, – каких высот достигли они? На удивление, большинство – никаких! Карьеры не построили, семьи развалили, едва концы с концами сводят. А были же среди них и те, кто с красным дипломом закончил. Наблюдение моего знакомого далеко не исключение. Отличники действительно часто оказываются неконкурентными в жизни. Почему же так?

Одна моя знакомая не смогла устроить себе жизнь дома и выехала в Германию. Но и там ее достижения оказались скромными, поэтому она мне и говорит: «Я золотая медалистка, ВУЗ с красным дипломом закончила, я училась и училась, но только теперь поняла – кроме того, что «учиться», я больше ничего не умею». Это, во-первых. Во-вторых, хорошо учась в школе и ВУЗе, посещая кружки и курсы, после получения диплома чувствуешь себя таким уставшим, истощенным, что уже, кроме как на пенсию, больше в жизни ничего и не хочется. И, в-третьих, – система образования – это определенная система. И, чтобы получать хорошие оценки, следует научиться эффективно функционировать в этой системе. Сделав это, личность попадает в «зону комфорта», привыкает к системе и, оказавшись вне ее, чувствует себя, как рыба на сковородке.

Не подумайте, что я отбиваю охоту детей и родителей к науке! Нет, в первую очередь, мы должны заботиться о развитии наших потомков, но это развитие должно быть гармоничным и, во всяком случае, формальным. Если ребенок любит познавать новое, читает, рисует, гоняет в футбол, но не приносит «пятерки», потому что ему попросту не хватает «терпения» и желания зубрить, – нецелесообразно заставлять его этого делать – это ошибочный путь заключения маленькой личности в систему – суть проблемы не в ребенке, а в системе образования, которая часто не может обнаружить и оценить потенциал ученика. Есть, конечно, исключения, связанные с тем, что повезет попасть на преподавателей, которые являются преподавателями с большой буквы, но таких, к сожалению, немного.

В ВУЗах англосакской культуры (Великобритания, США) жизнь студента состоит не только из учебы. Спорт и общественная активность – не менее важные составляющие, с учетом которых и общий рейтинг подсчитывают. Именно они развивают командный дух (между прочим, в ВУЗах популярен именно командный спорт – футбол, регби), умение самоорганизовываться, принимать решения и оценивать неожиданное развитие событий – все это готовит к самостоятельной жизни, закладывает то конкурентное преимущество, которое имеют выпускники Кембриджа и Йельского в сравнении с другими. У нас такой традиции нет, а неэффективность функционирования общественной системы подтверждается тем, что чаще всего успешными становятся ученики «улицы», а не золотые медалисты, – улица в силу своей природы учит гибкости, в то время как образовательная система эту гибкость уничтожает. А как констатировал Чарльз Дарвин – побеждает не самый сильный, побеждает самый гибкий – тот, кто быстрее всех адаптируется к изменениям.

Поэтому в школу следует ходить не за оценками – в первую очередь это должны понимать родители, ведь школьники – дети. В ВУЗ следует идти не за дипломом – и это понимать нужно уже самим студентам! Зачем же ты, студент-дизайнер, даешь взятки преподавателю по живописи (которому самому в дворники нужно, а на преподавательскую должность его родственник устроил), если рисовать не хочешь и уже сейчас четко осознаешь, что никаким дизайнером не будешь, потому что ты же этого попросту не хочешь! 

Учеба должна приносить пользу и удовольствие – все, что этому препятствует, должно быть выброшено из жизни бесповоротно.

Валентина Волочай
При копировании ссылка обязательна

1 комментарий:

  1. Бизнесмены с 90-х в основном своем двоечники 80-х. Отличники, хоть и получили высшее образование, а к жизни оказались не приспособленные. И проиграли. Теперь конечно, у кого есть знания, именно знания, а не только образование и зарплату хорошую имеют, и жилье, и машину.

    ОтветитьУдалить