Новый
учебный год приходит не только к школьникам и студентам, но и к их родителям,
которые болеют за каждую «пятерку» своего ребенка. И скорее, между родителями,
чем детьми, возникает своеобразная конкуренция: «моя доченька, мой сынок, –
лучшие». А страдают от таких гонок в первую очередь дети – их заставляют
«добывать» оценки, на них делают «ставки».
Каждая
«четверка» - сигнал, что материал можно было бы лучше знать и немного подучить,
превращается в настоящую трагедию. Вообще же оценки в основном свидетельствуют
лишь о поверхностном уровне знаний, и тем более не решают судьбу ребенка.
Один
мой знакомый, владелец фирмы, с многомиллионными оборотами, закончил ПТУ. Уже
позже, когда почувствовал, что ему это действительно нужно, получил и высшее
образование. Так вот, недавно совпали две «круглых» даты окончания учебы, и
одногруппники организовали себе встречи. Пришел к выпускникам ПТУ мой знакомый
и был приятно удивлен – большинство приехали на неплохих машинах, рассказывали,
как устроили семейную жизнь, какие страны посетили, что планируют на будущее.
Через неделю встреча выпускников ВУЗа, – каких высот достигли они? На
удивление, большинство – никаких! Карьеры не построили, семьи развалили, едва
концы с концами сводят. А были же среди них и те, кто с красным дипломом
закончил. Наблюдение моего знакомого далеко не исключение. Отличники
действительно часто оказываются неконкурентными в жизни. Почему же так?
Одна
моя знакомая не смогла устроить себе жизнь дома и выехала в Германию. Но и там
ее достижения оказались скромными, поэтому она мне и говорит: «Я золотая
медалистка, ВУЗ с красным дипломом закончила, я училась и училась, но только
теперь поняла – кроме того, что «учиться», я больше ничего не умею». Это,
во-первых. Во-вторых, хорошо учась в школе и ВУЗе, посещая кружки и курсы,
после получения диплома чувствуешь себя таким уставшим, истощенным, что уже,
кроме как на пенсию, больше в жизни ничего и не хочется. И, в-третьих, –
система образования – это определенная система. И, чтобы получать хорошие
оценки, следует научиться эффективно функционировать в этой системе. Сделав
это, личность попадает в «зону комфорта», привыкает к системе и, оказавшись вне
ее, чувствует себя, как рыба на сковородке.
Не
подумайте, что я отбиваю охоту детей и родителей к науке! Нет, в первую
очередь, мы должны заботиться о развитии наших потомков, но это развитие должно
быть гармоничным и, во всяком случае, формальным. Если ребенок любит познавать
новое, читает, рисует, гоняет в футбол, но не приносит «пятерки», потому что
ему попросту не хватает «терпения» и желания зубрить, – нецелесообразно
заставлять его этого делать – это ошибочный путь заключения маленькой личности
в систему – суть проблемы не в ребенке, а в системе образования, которая часто
не может обнаружить и оценить потенциал ученика. Есть, конечно, исключения,
связанные с тем, что повезет попасть на преподавателей, которые являются
преподавателями с большой буквы, но таких, к сожалению, немного.
В
ВУЗах англосакской культуры (Великобритания, США) жизнь студента состоит не
только из учебы. Спорт и общественная активность – не менее важные
составляющие, с учетом которых и общий рейтинг подсчитывают. Именно они
развивают командный дух (между прочим, в ВУЗах популярен именно командный спорт
– футбол, регби), умение самоорганизовываться, принимать решения и оценивать
неожиданное развитие событий – все это готовит к самостоятельной жизни,
закладывает то конкурентное преимущество, которое имеют выпускники Кембриджа и
Йельского в сравнении с другими. У нас такой традиции нет, а неэффективность
функционирования общественной системы подтверждается тем, что чаще всего
успешными становятся ученики «улицы», а не золотые медалисты, – улица в силу
своей природы учит гибкости, в то время как образовательная система эту
гибкость уничтожает. А как констатировал Чарльз Дарвин – побеждает не самый
сильный, побеждает самый гибкий – тот, кто быстрее всех адаптируется к
изменениям.
Поэтому
в школу следует ходить не за оценками – в первую очередь это должны понимать
родители, ведь школьники – дети. В ВУЗ следует идти не за дипломом – и это
понимать нужно уже самим студентам! Зачем же ты, студент-дизайнер, даешь взятки
преподавателю по живописи (которому самому в дворники нужно, а на
преподавательскую должность его родственник устроил), если рисовать не хочешь и
уже сейчас четко осознаешь, что никаким дизайнером не будешь, потому что ты же
этого попросту не хочешь!
Учеба
должна приносить пользу и удовольствие – все, что этому препятствует, должно
быть выброшено из жизни бесповоротно.
Валентина
Волочай
При
копировании ссылка обязательна
Бизнесмены с 90-х в основном своем двоечники 80-х. Отличники, хоть и получили высшее образование, а к жизни оказались не приспособленные. И проиграли. Теперь конечно, у кого есть знания, именно знания, а не только образование и зарплату хорошую имеют, и жилье, и машину.
ОтветитьУдалить