ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

суббота, 7 января 2012 г.

Александр Маринеско: «атака века»

Так пресса времен Великой Отечественной войны назвала потопление модерного океанского лайнера «Вильгельм Густлофф», которое осуществил 30 января 1945 года командир подводной лодки «С-13» Александр Маринеско.

На Балтике в годы Великой Отечественной войны воевали с фашистами 13 советских подводных лодок, из них уцелела только одна под «несчастливым» номером 13, которым командовал Александр Маринеско. На море он никого и ничего не боялся, зарекомендовал себя не только талантливым командиром, но и на удивление смелым и изобретательным, незря его называли «морским волком» и «подводником №1»

Судьба будущего героя-подводника складывалась непросто. Мечта стать моряком торгового флота не сбылась. Его послали учиться на подводника. После успешного окончания учебы Александр должен был стать командиром подводной лодки малого класса, но неожиданно попал под демобилизацию. Накануне войны Маринеско возвращают на флот. В 1940 году его «подводный малыш» признан лучшим на Балтике, а тогдашний нарком военного флота СССР М. Кузнецов награждает Александра именными золотыми часами. Непосредственно в боевых условиях он топит свой первый фашистский транспорт водоизмещением 7000 т и его награждают орденом Ленина.


Тот корабль фашисты назвали «чудом новейшей техники и комфорта». Кроме мощного вооружения, он имел два театральных зала, бассейн, гимнастический зал, ресторан и кофетерий, зимний сад. Корабль лично крестил Гитлер. На борт «Вильгельма...» в Данциге поднялись свыше семи тысяч человек, из них 3700 - члены будущих экипажей субмарин, высший офицерский состав рейха и 400 женщин. Корабль получил сверхсекретное задание - эвакуировать эссэсовскую элиту подводников в страны Южной Америки с профашистскими режимами. Война заканчивалась поражением, и Гитлер готовился к новой мировой обстановке. Еще раньше секретная яхта абвера «Пассим» под нейтральным флагом сделала несколько рейдов к берегам Южной Америки, высадила там группу спецагентов. В глубине сельвы сооружали замаскированные лагеря для размещения эссэсовцев. В банки ряда латиноамериканских стран перемещались значительные капиталы. Как раз эту тайную операцию сорвал торпедный залп «С-13»...

Было так. Маринеско вышел на морскую охоту в начале 1945 года, 20 дней курсировал, не находя цели. Звездное время наступило 30 января, когда удалось выследить «Вильгельма...». Атаковали во время шторма и снежной пурги, когда враг не ожидал. Все три торпеды точно легли в цель. Лайнер начал тонуть. Капитан пытался успокоить пассажиров, мол, корабль садится на мель. Но началась паника, все знали, что глубина моря там достигала нескольких сотен метров и до берега зимой не добраться. Старшие офицеры начали стрелять в младших, пролагая себе путь к спасательным шлюпкам, забыв о женщинах. При полной иллюминации «Вильгельм...» ушел на дно, он продержался на плаву час и 10 минут. В Германии объявили траур.

Корабли сопровождения лайнера прижали подлодку «С-13» к берегу и сбросили 240 глубинных бомб. Однако он выскользнул из ловушки, а по дороге на базу торпедировал крейсер «Генерал Штойбен» который охраняли шесть эсминцев. После этих событий Гитлер распорядился расстрелять руководителя корабельного конвоя, а Маринеско объявил своим личным врагом. Только в течение одного похода «С-13» уничтожил дивизию врагов. Такого успеха не добивался ни один из советских подводников. А. Орел, командир первого дивизиона подводных лодок Балтфлота, представил Маринеско к званию Героя Советского Союза. Но вместо высокого звания он получает орден Красного Знамени. Этого не могли понять ни мотросы, ни высокие флотские должностные лица.

Когда советская разведка доложила Сталину, что на «Густлофф» поднялись команды подводников (для новых немецких субмарин), начала разрабатываться одна из тайных сталинских операций. Из фронтов отзывали моряков и летчиков, которые знали испанский и португальский языки, распространенные в Южной Америке. Возможно, Сталин намеревался вести боевые действия за океаном. Об этой тайной операции ничего не знал и командующий Балтийского флота адмирал В. Трибуц. Когда начались активные бои на Балтике, он попросил в Сталина разрешение привлечь резервные боевые корабли, но получил отказ. Незадолго до торпедирования «Густлоффа» адмирал еще раз обратился с просьбой к Сталину перевести на Балтику для ускорения победы над врагом авиационные подразделения Северного и Черноморского флотов. И снова не получил позитивного ответа. Трибуц в своих воспоминаниях отмечает, что Ставка вероятно хотела сохранить военную технику для какой-то специальной широкомасштабной операции. Правильно догадывался адмирал...

Не случайно и то, что когда «С-13», выполнив боевое задание, прибыл на место встречи с нашими кораблями охраны и сопровождения, горизонт был пуст. На радиозапросы никто не реагировал. Спустя некоторое время Маринеско послал повторный сигнал - и опять молчание. Тогда он решил самостоятельно пробиваться на базу... под льдом. Но на известном только советским подводникам фарватере «С-13» неожиданно атаковала чужая подводная лодка. Четыре часа длился поединок, пока неизвестная субмарина, выпустив все свои шесть торпед, исчезла.С большими трудностями Маринеско вернулся на базу. Но вместо заслуженных наград экипажу вместе со своим командиром пришлось пережить долгие годы забвения. Только 5 мая 1990 года Александру Ивановичу Маринеско посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Игорь Полоз


При перепечатке ссылка на сайт обязательна



1 комментарий:

  1. В сентябре 45-го за «халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность» его понижают в звании – с капитана 3 ранга до старшего лейтенанта, так значится в приказе № 01979 наркома ВМФ. А в ноябре 45-го его вообще увольняют из флота как …

    ОтветитьУдалить