ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

пятница, 6 января 2012 г.

Туалетная наука, или Как приучить ребенка к горшку

«Туалетная наука» требует немало усилий: и от родителей, и от ребенка. Для малыша - это первый шаг во взрослую жизнь, что-то наподобие посвящения малышей в дошкольники.

Знакомство с горшком не должно напоминать экзекуцию и крайне неприятную обязанность. Ребенок должен быть готов к этому. Оптимальное время для начала приучения - 18 месяцев, то есть полтора года. В этом возрасте малыши уже хорошо ходят и садятся. Они становятся более самостоятельными, начинают контролировать свои действия. Поэтому, перейти «на ты» с горшком легче всего. Ребенку нужно все объяснить. Сказать: «Ты у меня уже большой. А все большие девочки и мальчики ходят на горшок. Поэтому, пора сбрасывать подгузник и нам».

Все зависит от уровня физиологического развития ребенка: чем он выше, тем успешнее будет учеба. Матери должны запастись терпением. Если ребенку все удалось - не жалеть слов для похвалы. А в случае провала - не ругать и не наказывать малыша. Слишком торопиться не стоит. Практика свидетельствует: успехи родителей, которые начали учить ребенка раньше, и тех, кто начал «туалетную науку» с 18 месяцев, в итоге равны.

Прежде чем сажать ребенка на первый в его жизни - довольно приземистый горшок - нужно убедиться, что он к этому готов. Как физически, так и морально. Во-первых, малыш должен распознавать особенные ощущения в прямой кишке и мочевом пузыре. А также - видеть связь между ними и тем, что происходит в организме. Он должен успевать подойти к горшку, снять штанишки, удобнее устроиться на сидении. И... успеть сделать все вовремя. Из-за такого большого количества последовательных операций и нечего удивляться, что многим детям родители продолжают надевать подгузники до трех лет.

В период от 18 месяцев до 2 лет малыш начинает говорить, становится «независимым». И, почувствовав соответствующий позыв, может вовремя добежать до туалета или попросить родителей. Не стоит слепо ориентироваться только на календарь и возраст дочери или сына, а и обращать внимание на определенные «сигналы».

Если ребенок уже достаточно развит, чтобы ходить на горшок, он копирует поведение старших при пользовании туалетом, может сообщить родным о других потребностях и понимает простые указания. А еще - начинает вытягивать из-под себя грязные пеленки или подгузники, и говорит, что они загрязнились. Условные рефлексы, отвечающие за акты опорожнения и мочеиспускания, достаточно развиваются только в 18-24 месяца, поэтому дети, которые познакомились с горшком позже, усваивают этот навык значительно быстрее. Но одной готовности ребенка недостаточно. Это касается и взрослых. Во время перехода от подгузников к горшку затраты времени на «общение» с малышом возрастут вдвое.

Начинать приучать следует с 5-7 минут в день. Главное, чтобы ребенок привык, что это должно быть в определенное время. «Туалетную науку» лучше всего начинать, когда малыш здоров, чувствует себя комфортно, в семье нет ссор, недоразумений. Так он воспримет нововведение положительно. Идеальный сезон для этого - лето. Во-первых, можно немного походить мокрым, во-вторых, легче снять одежду. Да и высыхает все значительно быстрее.

Каждая мама приблизительно знает, когда ребенок ходит в туалет. Ее задание - предложить горшок, когда вероятность «туалета» - максимальна, к примеру, после еды, сна. Со временем нужно сажать ребенка на горшок не только, когда ему пора, но и когда этого требует режим дня. Например, перед прогулкой и сном. Если малыш сходил на горшок удачно, мама должна ее похвалить. Если нет, не стоит опускать рук. Ругать за промахи нельзя. Бывает и так, что ребенок, который раньше охотно садился на горшок, может неожиданно отказаться даже приближаться к нему. А все попытки его заставить неминуемо будут заканчиваться слезами.

В таких случаях родителям следует запастись терпением. Просто смириться, что некоторое время - несколько дней, неделя, а то и месяц - малыш будет делать свои «мокрые» дела, где получится. Не стоит торопить события. Если малыш вдруг начинает препятствовать вашим нововведениям, а его словарный запас сводится к категорическому «нет», необходимо подождать. До тех пор, пока у него исчезнет плохое настроение. Иначе ребенок может получить психическую травму. В конечном итоге, еще никто не пошел в подгузниках в школу.

Впрочем, если ребенку исполнилось три года, он уже хорошо говорит, но садиться на горшок, ни за что не хочет, родителям нужно насторожиться. Необходимо пройти обследование, сдать анализ мочи. Иначе у малыша может развиться ночной энурез. Он может возникнуть в результате определенных болезней мочеполовой системы или неврологических нарушений. Тогда нужно обследоваться, проконсультироваться с педиатром, невропатологом, урологом.

Ребенок должен воспринимать горшок не как игрушку, а предмет для определенных нужд. Задание родителей - это объяснить. Например, сказать: «Вот стул, на нем сидят. А это - горшок, в который писают и какают». Горшок должен быть изготовлен из экологически чистой пластмассы и обязательно - теплым. Желательно, чтобы он имел вид стульчика со спинкой, тогда ребенку будет максимально удобно.

Кроме горшка, нужно акцентировать внимание малыша на последовательности действий. Так «туалетная наука» превратится в игру. После успешного завершения «процесса» родители не должны жалеть слов для похвалы. От этого зависит эффективность учебы. Когда ребенок сидит на горшке, не нужно давать ему книжку с рисунками, игрушки. Это отвлекает внимание от основного задания и затягивает время. Кроме того, мешает формированию навыков опрятности. Иногда родители покупают горшки с музыкальным сопровождением, что не рекомендуется. Тогда мочеиспускание происходит под музыку, а не потому, что есть рефлекс.

Признаки, которые указывают на физиологическую и психическую готовность организма ребенка к «туалетной науке»:

установление более-менее стабильного режима опорожнения;
способность более 2 часов сохранять подгузники сухими;
понимание слов «покакал» и «пописал»;
демонстрация негативных эмоций из-за пребывания в мокрых подгузниках;
желание одеваться и раздеваться самостоятельно;
стремление самостоятельно заходить в туалет и выходить из него;
способность любым способом - словом, мимикой, определенными звуками и жестами, - передать родителям слово «хочу» на горшок.


Виктория Годунова

Комментариев нет:

Отправить комментарий