ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

суббота, 2 апреля 2011 г.

Людмила Гурченко: актриса, которая не играла

Первым фильмом, в котором я увидела Людмилу Гурченко, был детский мюзикл-сказка «Мама». Говорят, что именно роль матери совсем не удалась Гурченко в жизни, но, сколько любви и тепла излучали ее глаза на экране!

Последний выход

Смерть звезды – это просто еще один ее выход на люди, пусть и прощальный. Это повод вспомнить о ней – как юбилей или очередной брак. Глобально ничего не меняется, ведь созданное художником остается с нами. Поэтому последний выход Людмилы Гурченко был эффектным и скандальным, как и предыдущие. Наибольшую огласку в прессе приобрел тот факт, что единственная дочь провела у гроба матери лишь минуту, что родственники в целом не брали участия в ее похоронах, не пришел попрощаться и бывший муж - знаменитый Кобзон.

В нарушение заповеди «хорошее или ничего», режиссеры и коллеги-актеры откровенно рассказывают о скандальном характере актрисы, ее удивительной способности портить отношения со всеми. Зрителю же, знакомому, только с Гурченко-актрисой, поверить во все это невозможно. Ведь и Лена из «Карнавальной ночи», и Маргарита из «Любимой женщины механика Гаврилова», и Вера из «Вокзала для двоих» были совсем не скандальными (ну, разве что только Вера немного), а хорошими, нежными, веселыми, терпеливыми. Впрочем, согласно опросу, лучшей ролью Людмилы Гурченко зрители считают Раису из фильма Владимира Меньшова «Любовь и голуби». По-видимому, и величайшие актеры успешнее всего играют самих себя.

Возвращение «блудной дочери»

Судьба Людмилы Гурченко в кино была очень сложной. Успешный дебют в «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова едва не обернулся карьерным провалом. Такое, кстати, часто случается после громких дебютов. Ярко заявив о себе в определенном амплуа, актер больше не может из него вырваться и очень быстро исчерпывается. Вспомним, например, Ларису Голубкину, которая после «Гусарской баллады» Рязанова больше, в сущности, и не снималась. Или Светлану Светличную, которой перечеркнул карьеру «эротический» эпизод в «Бриллиантовой руке» Гайдая.

У Гурченко также были все предпосылки остаться актрисой одной роли. Тем более что под ее музыкально фееричный образ даже начали специально снимать кино. Фильм «Девушка с гитарой» Людмила Марковна впоследствии проклинала в своих мемуарах как искусственный и бездарный. Кроме того, игривый и немного легкомысленный образ гурченковских героинь, который сначала так понравился в частности и функционерам от кино, вдруг начал их же сильно раздражать. Поэтому Гурченко становится «нежелательной» артисткой.

Немало биографов пишут, что после тех первых ролей у нее был длительный перерыв в карьере. Это неправда. Просто из «Мосфильма» и «Ленфильма» ей пришлось перейти на менее престижные киностудии. Охотно приняла «блудную дочь» в свои объятия Украина. (Кстати, немногие знают, что Гурченко закончила в родном Харькове украинскую гимназию). В 1960 году она снялась на киностудии им. Довженко в фильме Владимира Денисенко «Роман и Франческа». Здесь также пела. Музыку для фильма написал Александр Билаш, тексты песен – Дмитрий Павличко. А в 1961 году вышел фильм Ивана Кавалеридзе «Проститутка» по Панасу Мирному, и Людмила Гурченко сыграла в нем главную роль. Участие в картине, снятой известным диссидентом, конечно, не обещало молодой актрисе триумфального возвращения в Москву. Однако ее все же «вытянул» по старой дружбе Рязанов, предоставив роль в своем новом фильме «Человек ниоткуда». Но и здесь – неудача: фильм испытал такую сокрушительную критику, что «пролежал на полочке» вплоть до 1988 года.

Целые 12 лет Людмила Гурченко «перебивалась» эпизодами и гастролями, эксплуатируя ради выживания всенародную любовь к «Карнавальной ночи». Казалось, она обречена на постепенное, но надежное забвение. Возможно, так и произошло бы, если бы работа не была для Гурченко всей ее жизнью. Большинство актеров в подобной ситуации сломались: кто-то покорно скатился, чуть ли не до статиста, кто-то спился, кто-то просто не выжил. А Гурченко работала. Она не отказывалась ни от одного предложения, чтобы только присутствовать на съемочных площадках, чтобы не терять квалификации, чтобы не исчезнуть из памяти режиссеров и зрителей. В конце концов, судьба отблагодарила ее за стойкость и настойчивость.

Новое рождение

В мемуарах Людмила Гурченко называет этот период своим новым рождениям. Речь идет о 1973-м, когда режиссер Виктор Трегубович пригласил ее на главную роль в мелодраме «Старые стены». Актрисе, которая сделала себе имя на мюзиклах, надлежало сыграть директора фабрики. К тому же, героиня еще и на девять лет старше актрисы. Это был огромный риск в первую очередь для режиссера, которого многие пытались отговорить от такого шага. И интуиция не подвела Трегубовича: потрепанная жизнью, уставшая и жаждущая работы Гурченко была идеальным выбором для этой роли.

«Можно прожить на экране драму, трагедию человека только тогда, когда ты сам пережил что-то подобное, – говорила впоследствии Гурченко. – Если не пережил – можно «сыграть», но не «прожить». А «играть» нельзя. Стыдно». Актриса признала на склоне лет, что, по-видимому, все в ее карьере сложилось должным образом, поскольку молодая беззаботная Люся не была готовой к серьезным актерским работам.

И вот они уже рождаются одна за другой – незабываемые женщины Гурченко. Нина Николаевна в «Двадцать дней без войны» Алексея Германа, Тамара Васильевна в «Пять вечеров» Никиты Михалкова, Тая Соломина в «Сибириаде» Кончаловского. У этих женщин нет ничего общего с Леночкой Крыловой – и возраст здесь ни к чему. Потом Гурченко неоднократно будет обращаться и к своему старому «опереточного» амплуа, но уже на совсем новом уровне. На уровне серьезной драматической актрисы, которая может себе позволить подебоширить.

Собственно, безобразничать она любила до последних дней. Мини-юбка на собственном 75-летии, заигрывание с молодыми поклонниками, увлечение певицей Земфирой, скандальные интервью. Яркая заэкранная жизнь Людмилы Гурченко значительно прибавила ей популярности. Вот только все это было искренне, совсем не игра ради пиара. Потому что играть она стеснялась даже на экране.

В.М.

Комментариев нет:

Отправить комментарий