ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

понедельник, 15 августа 2011 г.

Восстание в Кенгире

Таких восстаний, организованных «изменниками Родины», было немало. Политические узники называли лагеря и тюрьмы «малой зоной», имея в виду, что «большая зона» - Советский Союз. Жизнь за колючей проволокой в их понимании была свободнее, чем на свободе, и добывалось это большой борьбой и организованностью политических узников в «малой зоне».

Количество заключенных в советских тюрьмах и лагерях превышало население средних стран. Так, в 1940-1950 гг. в советских лагерях, по разным данным, «перевоспитывалось» от 17 до 22 миллионов человек. И это притом, что в царской России в 1912 году было 183 тысячи узников, а в СССР в 1924 - 86 тысяч.

ГУЛАГ (главное управление лагерей) был создан, чтобы координировать всю карательную систему с очень четким хозяйственно–экономическим расчетом. Он объединял 230 лагерных управления, каждое из них насчитывало от 5 до 20 концлагерей. В самых численных концлагерях было до 250 тысяч узников, что превышало население некоторых областных центров СССР. Такой огромный человеческий ресурс (по данным исследователей, от одной пятой до одной десятой взрослого населения Советского Союза) приносил государству значительную прибыль. Особенно в отраслях золотодобычи, цветной металлургии, лесозаготовки. Излишне напоминать, что крупнейшие советские стройки возводились преимущественно зеками - ДНЕПРОГЕС, БАМ, Комсомольск–на–Амуре и ряд других. Интересно, что советских узников отправляли на строительство шоссейных и железных дорог даже в Монголию.

И эта система, которая держалась на протяжении нескольких десятилетий, дала сбой, когда после Второй Мировой войны лагеря пополнили бывшие военнопленные фашистских концлагерей, так называемые «изменники Родины». Среди них были и настоящие изменники – бандеровцы, власовцы. После знакомства с ними Александр Солженицын в самой известной книге о советских концлагерях «Архипелаг ГУЛАГ» запишет об этих людях, что они, «молодые, сильные ребята, «сдвинули телегу» движения сопротивления, привнесли «бациллу бунта». Они сделали немало для других национальных групп (евреев), когда добились прекращения криминального своеволия и заставили советскую карательную систему реорганизовать, а в 1956 году и ликвидировать ГУЛАГ.

Волна лагерных забастовок началась еще в конце 1940–х, но своего пика достигла в 1953-1954 годах. В 1953 г вспыхнули восстания в Норильске и Воркуте, а в следующем году – самые крупные из лагерных восстаний, в Кенгире. Кенгирский лагерь, входивший в большую структуру лагерей под названием «Степлаг», размещался близ населенного пункта Джезказган Карагандинской области Казахской ССР. На время Кенгирского восстания в зоне находилось 20 698 узников, 9 596 (46,3 процента) из которых - украинцы, 4 637 (22,4 процента) - прибалты, 2 661 (12,8 процента) - русские. Абсолютное большинство заключенных - 14 785 человек было осуждено за «измену Родины», около половины из них имела срок 25 лет и были рождены после 1920 г.

Чтобы сдержать повстанческий дух, в апреле 1954–го в Кенгир привезли полтысячи криминальных узников. Но и это не помогло. Восстание началось 16 мая 1954 года, когда почти 7 тысяч узников отказались выходить на работу и еще 12 тысяч, которые работали на рудниках, поддержали забастовщиков. В итоге были уничтожены перегородки между лагерями, администрацию и охрану выгнали за пределы лагеря, выставили баррикады и организовали собственную охрану. Над лагерем вывесили красно-черный флаг.

25 мая министр внутренних дел СССР С. Круглов и Генеральный прокурор СССР Р. Руденко в докладной записке в Совет Министров СССР и ЦК КПСС отмечали, что «массовым неповиновением руководят осужденные власовцы». Созданную лагерную комиссию возглавил Кузнецов: бунтари предавали восстанию не так политический характер, как социальный - они требовали элементарных прав для узников. Среди требований была упомянута и пятидневная рабочая неделя и восьмичасовой рабочий день, ликвидация следственного изолятора и штрафных бараков, снижение срока заключения осужденным и изменение отношения к семьям осужденных по 58 статье («измена Родины»).

Лагерники устроили отдел пропаганды, который обеспечивал функционирование радиоузла и распространение открыток (около 700 открыток было запущено воздушным змеем). Собственная Служба безопасности имела три подразделения. Для охраны даже пошили униформы. Священники разных концессий справляли богослужение и венчали влюбленных из мужского и женского лагеря, ранее разделенных стеной. Круглосуточно делали оружие и насыпали баррикады. А один из организаторов восстания, Михаил Сорока, даже организовал хор и руководил им, в репертуаре был его «Гимн Кенгирского восстания».
26 июня в лагерь ввели 1600 автоматчиков с собаками, пожарными машинами и Т–34. Это впервые и в последний раз на подавление восстания были брошены танки. Женщины-узницы, колонной вышли навстречу танкам, но технику это не остановило. По разным данным, под танковыми гусеницами погибло от двухсот до пятисот человек.

Узников Кенгира разбрасали по разным лагерям СССР, вожаков восстания осудили, некоторых приговорили к смертной казни. А дальше началась реорганизация карательной системы. Несмотря на высокую цену, которую заплатили своей жизнью узники Кенгира, их поступок облегчил условия заключения для сотен тысяч людей в советских тюрьмах.

Виктор Бурназов

1 комментарий:

  1. Чаще,чаще и громче будите гиющий дух уярмленного преступной московской властью т.н. русского народа.

    ОтветитьУдалить