ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

воскресенье, 13 марта 2011 г.

Петр Нестеров - ас, опередивший эпоху


Одного хочу лишь я,
Свою петлю осуществляя:
Чтобы эта "мертвая петля"
Была бы в воздухе живая.

Не мир хочу я удивить,
Не для забавы иль задора,
А вас хочу лишь убедить,
Что в воздухе везде опора...

П.Нестеров



Петр Нестеров навсегда вписан в историю мировой авиации. Он стал основоположником высшего пилотажа, автором многих смелых изобретений. Все свои небесные эксперименты он внедрял, воюя с бюрократами, и был вынужден собственным опытом доказывать возможности нового рода войск. А погиб из-за элементарной неприспособленности тогдашних самолетов к воздушным боям.

Из когорты пионеров авиации

Талантливый военный, энергичный офицер-артиллерист, он бредил авиацией, как только увидел первые летательные аппараты. Уже в 1906 году в возрасте 19 лет подпоручик Нестеров лично разработал правила стрельбы с аэростата. Активное увлечение авиационным делом началось у молодого офицера с 1910 года, когда он познакомился с выдающимся авиатором Петром Соколовым. Вскоре он стал членом Нижегородского общества воздухоплавания. А уже в сентябре 1912 года 25-летний Нестеров сделал свой первый самостоятельный вылет.

В 1913 году он был приписан к авиационному отряду, который формировался в Киеве. Летчиков в то время считали рыцарями неба и элитой общества. Еще бы, этим людям хватило смелости первыми подняться в небо и, рискуя жизнью, демонстрировать возможности авиации. Уже в начале века рассматривались идеи приспособления авиации к военным целям.

Авиационные будни российской армии

Начало Первой мировой для российской авиации было на первый взгляд довольно оптимистичным. Россия владела наибольшим среди воюющих государств воздушным флотом - 244 аэроплана в составе 39 авиационных отрядов. Но количество не перешло в качество. Большинство самолетов были изношены несколькими годами активной эксплуатации, а транспортные обозы были не способны перевозить громоздкую материальную часть. Грузовых автомобилей не хватало. Уже в начале войны, всего за два месяца из строя было выведено 45% самолетов.

Значительная часть летательных аппаратов была приобретена за рубежом, в частности во Франции. Российское самолетостроение тогда было еще слабым. К тому же строительство самолетов тормозилось бюрократической машиной. Чиновникам, отвечавшим за снабжение армии, было выгоднее приобрести летательный аппарат «б/у» за рубежом, выдав его за новый, положив разницу себе в карман. Французы же наоборот делали все для популяризации своих самолетов и их продажи. Они регулярно устраивали воздушные шоу и представления. Из-за этого и возник спор относительно авторства "мертвой петли".

27 августа 1913 года в Киеве над Сырецким полем Нестеров, чтобы доказать, что в воздухе для самолета везде есть на что опереться, осуществил легендарную "мертвую петлю", которая вошла в историю под названием "Петля Нестерова". Этот маневр стал отправной точкой развития искусства высшего пилотажа. Но подвиг талантливого офицера был для широкой общественности малозаметным. Зато когда буквально через шесть дней француз Адольф Пегу повторил «мертвую петлю», о нем написала и зарубежная, и отечественная прессы.

Уже в мае 1914 года Пегу прибыл в Петербург для демонстрации "своего изобретения", что очень возмутило Нестерова. Он тогда разослал письма в редакции всех газет с заявлением, что императорскому аэроклубу нужно подтвердить, что "мертвую петлю" первым исполнил российский летчик. Но все равно автором "мертвой петли" на Западе считают именно Пегу. Причина в том, что француз был известным пилотом, знаменитым на всю Европу своим авиашоу. Тогда как Нестеров был простым военным летчиком, за которым не было ни мощной пиар-кампании, ни государственной поддержки его идей. Как бы там ни было, но Нестеров продолжал выдвигать все новые и новые идеи совершенствования самолета.



Первый в истории воздушный таран

Главным заданием аэропланов в начале ХХ века были разведка и аэрофотосъемка. Идея создания истребительной авиации отзыва пока не находила ни в одной стране мира. Армейские чиновники не хотели даже слышать об установлении пулеметов на самолетах, считая, что стрельба из пулемета будет отвлекать пилота от выполнения основного задания. В начале войны единственным самолетом, который был оснащен пулеметами и считался пригодным для бомбометания, был российский "Илья Муромец". Пилоты же всех других воздушных машин при встрече в небе стреляли друг в друга из револьверов и винтовок.

Чтобы улучшить боевые возможности крылатых машин, Нестерову приходилось прибегать к креативу. Для уничтожения оболочки аэростатов, которые были основной ударной силой немецкой авиации, Нестеров, установил на хвосте своего аэроплана "нож-пилу", а для поражения винта вражеского самолета - длинный трос с грузом на конце в виде крюка.


Первую бомбардировку в российской армии австрийских позиций тоже осуществил Нестеров. Он "отработал" цель настолько эффективно, что австрийское командование назначило солидную сумму тому, кто собьет его аэроплан.

Петр Нестеров доказывал, что при отсутствии на самолете стрелкового оружия можно применять таран. Он рассчитывал, что уничтожить враждебный самолет можно, зацепив его винт колесами. На это он надеялся и в свой последний вылет — 8 сентября 1916 года, когда над населенным пунктом Жовква атаковал самолет-разведчик, в котором находились пилоты Франц Малина и барон Фридрих фон Розенталь.

Отважный российский пилот, пытаясь догнать австрийцев, пошел наперерез. Последние пытались уйти, но российский ас догнал их и попробовал ударить своим шасси в крыло враждебной машины. Но не рассчитал скорости и врезался в крыло винтом. Оба самолета упали. Летчики погибли. Через семь месяцев после гибели штабс-капитана Нестерова поручик Казаков успешно осуществил воздушный таран и невредимым вернулся на аэродром.

Петр Нестеров успел повоевать с начала войны немного меньше месяца, осуществив 28 вылетов. Погиб нелепо, хотя и мог стать самым выдающимся асом Первой мировой войны. Похоронили Петра Николаевича Нестерова на Лукьяновском кладбище в Киеве.

Игорь Полоз

1 комментарий: