ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ
суббота, 5 марта 2011 г.
Почему воробей зовется воробьем и почему его не стоить убивать
Нынешней зимой я приладил небольшую кормушку за окном, когда выпал первый снег. Вскоре появилась синичка, за ней вторая, третья... Они расхватали семечки и, умостившись на ближайшей облепихе, раздалбливали их долго и старательно. Я подумал, что нужно было бы, как и советуют орнитологи, истолочь эти толстокорые семена, чтобы птички тратили менее времени и усилий и не повредили, как иногда случается, клювики. Воробьи налетели стайкой, часто оглядываясь, принялись жадно клевать пшено.
Как рассказал мне мой дед, к воробьям раньше относились как к мусору, который сколько не убирай, не уменьшается. Ни красоты в них, мол, ни пения, еще и вред делают: разоряют грядки, которые только что засеяли. Выклевывают семена подсолнуха. Раньше все сельские дома были под соломенными и камышовыми крышами, и в крышах домов, хлевов, колхозных сараев, жило много воробьев. Поскольку взрослые лазить по крышам не могли, да и не хотели, поэтому посылали мальчишек, и они вынимали гнезда с яйцами и птенцами. Хотя и жалко было беззащитных созданий, но мальчишки этого старались не показывать.
Но однажды вечером, когда уже смерклось, в крыше своего дома дед застал в гнезде воробьиху. Тогда еще не знал, что частота дыхания у них достигает 90-100, а сердце сокращается 460 раз в минуту, но почувствовал, как бьется сердце пленницы, и ему показалось, что ладонь вот-вот разорвется от этих ударов. И он ее отпустил. А зимой 1946 -1947, когда даже стекла утром в окнах трескались от 40-градусного мороза, говорят, воробьи прямо на лету замерзали. Скорее всего, слово воробей получилось от «вора бей».
Мои нынешние «клиенты» перекусив, расселись на облепихе, тревожно защебетав. Тем временем появился наш “подвальный” кот, один из опаснейших врагов мелкой птицы. Я видел, как весной опьяневший от солнца и любви воробей, потеряв осторожность, чирикал ступеньках крыльца и не заметил, как подкрался кот, оглушил его лапой и молниеносно схватил зубами. Но воробьи еще несколько раз возвращались в столовую, а когда с пшеном было покончено, что-то шумели на той облепихе, потом «мужики» сцепились, сплелись в клубок и так клубком грохнулись в снег. Чего бы это? Что-то не поделили? Или, может, из-за «дам», которые молча наблюдали за дракой?
Орнитологи отмечают, что у домашних воробьев постоянство пар определяется не привязанностью птиц друг к другу, а высокой степенью территориальности. Если территория потеряна, то самка может оставить одного сожителя и перейти к тому, который имеет свои владения (почти как у людей). В таких драках принимают участие все самцы, которые гнездятся поблизости.
Самка нередко подпускает к себе несколько самых сильных самцов поочередно, а не обязательно того, на чью территорию она перешла. Случается, что эту территорию отбирает «залетный» воробей, который примчался на поле брани неизвестно откуда. И тогда такой победитель владеет двумя самочками и кормит два выводка птенцов (5-8 особей в каждом) в разных гнездах. Как на наш взгляд, то особенно завидовать такому «счастью» не приходится.
Драка внезапно, как и началась, стихла, и вся группа разлетелась. А самыми опасными врагами воробьев, как и всего живого на земле, являемся мы, люди. Хоть эти птички довольно умны (на 100 г живой массы у них приходится 4,37 г мозга, тогда как у лошади - 0,10 г на килограмм живой массы, у крокодила - 0,07 г), они не могут понять, что наносят вред посевам.
Но это все пустяки сравнительно с убытками, которые наносят испанские и индийские воробьи в некоторых районах Азии. Колония испанских воробьев в 30 тысяч гнезд уничтожает за лето 60 т зерна. А полевые воробьи распространяют некоторые заболевания: из их органов и крови были выделены брюшнотифозные и паратифозные Б-палочки, сальмонеллы энтеритидис, палочки мышиного тифа и дизентерийные палочки. Поэтому, не удивительно, что им было объявлено с 1959 г беспощадную войну в Средней Азии, а затем и в Китае. Последствия известны, ведь воробьи, как полевые, так и домашние, питаются также вредными для сельского хозяйства насекомыми и семенами сорняков, а, следовательно, приносят и пользу.
Андрей Макаров
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий