ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

пятница, 11 февраля 2011 г.

Столыпин: исторические параллели

1 сентября 1911 года выстрел революционера Дмитрия Богрова оборвал жизнь одного из самых выдающихся реформаторов ХХ столетия - премьер-министра Российской империи Петра Столыпина.

Его реформы могли вывести Россию на новый виток развития. Вместо этого открылась дорога революции 1917 года. Его реформы довели до логического завершения другие люди. Сегодняшняя Россия чем-то напоминает ту же столетней давности - нищета регионов, взяточничество среди чиновников, терроризм, которому никак не могут положить конец. Столыпинские уроки в этом плане могли бы быть полезными.

Строитель нового государства

Столыпинские реформы - это строительство новой России. Страны, в которой бы преобладали государственный капитализм, централизация власти и национально ориентированная политика. Но любая реформа имеет и обратную сторону. В результате аграрных нововведений многие крестьяне обеднели. Они не могли погасить в банке кредит, взятый на покупку земельного надела, поэтому оставались без средств к существованию. Именно эта прослойка сформировала целую армию нищих и неквалифицированных рабочих, которые в 1917 году стали фундаментом революции. А вели их за собой профессиональные революционеры, террористы, которых во времена Столыпина, по закону о военно-полевых судах, массово казнили и гнали на каторгу. Последняя стала фабрикой для снабжения дармовой рабочей силы. Возможность ее использования сначала позаимствует Троцкий, а затем Сталин, который в конечном итоге доведет ГУЛАГ до логического завершения.

Столыпин делал акцент на технической модернизации всех областей жизни. Именно в его времена был разработан проект электрификации страны, который уже буквально через 10 лет внедряли совсем другие люди в уже другой стране - СССР. Эта страна использовала множество столыпинских идей и реализовала главный его тезис. Петр Столыпин говорил, что России нужно 20 лет, чтобы не бояться ни войн, ни революций. Действительно оппонентам Столыпина из революционного лагеря после прихода к власти хватило 20 лет, чтобы построить мощную страну, которая сумела выстоять самую страшную в истории человечества войну. Столыпину же не хватило времени.

Осенний выстрел в театре

Что произошло в тот день, известно по секундам. Во время антракта в Киевском оперном театре Дмитрий Богров подошел к Столыпину и дважды выстрелил в него. Потом развернулся и спокойно пошел к выходу. Его задержали лишь перед самими дверями. Петр Столыпин умер 5 сентября, похоронили его, согласно завещанию, в том городе, где и убили.

Над Богровым состоялся скорый суд, и в ночь на 12 сентября его повесили в Лесогорском форте на окраине Киева (сейчас Голосеевский район).

Ответов на вопрос об убийстве нет и до сих пор. Например, почему так небрежно была организована охрана одного из первых лиц государства? Полиция главное внимание сосредоточила на безопасности императора. Столыпин же был окружен агентами только в доме, где жил. Даже в театре рядом не было ни одного. К тому же интересно, как пропуск получил человек, который в свое время находился в рядах коммунистов-анархистов? Ведь попасть на спектакль, который пришли посмотреть руководители государства, было просто невозможно. Билеты распределяли, их получали только чиновники, дворяне и общественные деятели. Этой высокой чести были удостоены многие люди, приближенные к императору, представители местной и губернской власти, монархических организаций.

Богров получил билет как агент полиции. Он работал на охранное отделение и был известен под другой фамилией - Аленский. Накануне представления он сообщил, что в Киев приехала террористка, которая планирует бросить бомбу в кого-то из первых лиц государства. Театр был переполнен полицией и жандармами. Подозрительные лица сюда попасть не могли. Богрову же билет выдал лично начальник охранного отделения подполковник Кулябко, который был обвинен в преступной нерадивости.

Однако уже в начале 1913 года царь неожиданно приказал закрыть дело. А все подозреваемые отделались освобождением с должностей. Где-то здесь и кроется тайна заказчика убийства. Ее мог бы открыть Богров в случае более детального расследования. Но суд и исполнение приговора почему-то провели форсированными темпами. В показаниях так и остались слова Богрова о том, что всю акцию спланировал и осуществил сам. Хотя без помощи кого-то из высокопоставленных должностных лиц он вряд ли смог бы даже приблизиться к премьеру.

Кому было выгодное убийство Столыпина?

Многим. Своим беспокойством и желанием улучшить жизнь в России он настроил против себя огромную часть общества. Революционеры и демократы вообще скрежетали зубами при упоминании о Столыпине. Очень мощный удар по ним нанесли столыпинские военно-полевые суды. Приговоры были скорыми и однозначными — или смертная казнь, или каторга. Это на определенное время пригасило революционный запал в массах. Но в то же время обозлило многих представителей демократического лагеря. Именно они в 1917 году после февральской революции с наслаждением сбивали памятник Столыпину на Крещатике, установленный в 1912-м.

Кроме того, его не любили фавориты Николая II, ненавидел Распутин. Столыпин называл его полуграмотным мужиком с сомнительной репутацией. Премьер делал все, чтобы вывести старца из императорского двора. Напряженные отношения были у Столыпина и с приближенным к царю комендантом дворца генерал-адъютантом Дедюлиным, который имел огромное влияние на императора. Дедюлину реформы Столыпина были никак не нужны. Неизвестно, что было бы в новом обществе, и в каких ролях оказались бы старые чиновники. К тому же мягкий и спокойный Николай ІІ легко поддавался влиянию, чем активно пользовались Дедюлин и Распутин. Со Столыпиным не прошли бы такие «номера».

Был резон убрать Петра Столыпина даже у британской или французской разведки. Начало ХХ столетия характеризовалось очень сложной международной обстановкой. Ведь Германская империя, образованная в 1876 году, стремилась расширить свое влияние в мире. Понятное дело, это было не выгодно ни Франции, ни Британии. Тем более что последняя и сама вынашивала планы мировой гегемонии. Но воевать с Германией самостоятельно было самоубийством. Ведь все помнили франко-немецкую войну, когда немецкая армия за несколько недель взяла Париж.

С тех пор империя стала еще более могучей, и справиться с ней самостоятельно было довольно сложно. Кайзеровскую империю могло бы ослабить выступление против нее России. Языком более поздних времен - нужен был второй фронт. Но в Российской империи есть человек немецкого происхождения, который вполне может уговорить Николая ІІ не вмешиваться в противостояние. К тому же немецкий император приходился российскому двоюродным братом, и больших противоречий между государствами в начале 1910-х годов не было. Поэтому препятствие нужно устранить. Мощная разведка могла с этим справиться легко.

Столыпина ненавидела историография времен СССР, и любят в сегодняшней России. Однако оба государства использовали его идеи, в частности государственной монополии, доведение до обнищания крестьянства и подавление демократии. И только время покажет, чем эти шаги закончатся для страны.

«Артефакты»

Комментариев нет:

Отправить комментарий