ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

среда, 12 января 2011 г.

Тайны мадридского двора. Почему так говорят?


Почему именно мадридского? Ведь, того, что по соображениям государственных интересов надлежало спрятать от посторонних глаз, было предостаточно при дворе каждого монарха. А может потому, что испанские короли отличались особенной строгостью и неприступностью?

В шиллеровской пьесе “Дон Карлос” старый король из-за ревности к молодой жене казнит своего прекрасного сына. А в действительности тридцативосьмилетний Филипп II был строен и красив, а вот его сын от предшественницы юной королевы родился горбатым чудовищем, еще и психически неуравновешенным. Когда он был младенцем, кормилицы умирали оттого, что он прокусывал им грудь. Повзрослев, дон Карлос забавлялся своим изобретением, так называемым «кошачьим клавесином», нажимая на его клавиши, он колол иглами бедных животных, которые сидели в ящике. Диких вспышек его гнева боялся весь мадридский двор.

Когда же принц начал бегать с ножом за министрами, Филипп ІІ решил положить конец этому позору. По его приказу Карлоса заточили в тюрьму в обитых коврами покоях, где он и умер, отрезанный от мира, не имея выхода для своего садизма. Дипломатам на приемах говорили, что наследник престола отсутствует из-за длительного путешествия. Юная королева Изабелла не была «яблоком раздора» между отцом и сыном – просто бедняга пыталась добротой разбудить что-то человеческое в своем сумасбродном пасынке.

Почему же в искусстве этот исторический факт отразился «с точностью до наоборот». Таково, по-видимому, свойство «тайн мадридского двора»: чем тщательнее их скрывают, тем больше они обрастают домыслами.

Елена Тертычная

Комментариев нет:

Отправить комментарий