Сто тридцать лет назад благодаря пристальному взгляду маленькой девочки, дочки испанского археолога-любителя Саутоли, человечество открыло для себя мир первобытного искусства. С тех пор, когда восьмилетняя Мария, рассматривая свод пещеры Альтамира, воскликнула: «Папа, смотри, быки!», историки обнаружили в Европе почти полторы сотни пещер с наскальными росписями.
Творения древнейших художников не только поражают экспрессивностью и совершенством, которой в изображении животных не достигли даже «цивилизованные» древние греки. Эти рисунки на стенах пещер остаются археологической и культурологической загадкой. Исследователи пытаются понять неизвестный до сих пор мотив, который побуждал людей того далекого времени разрисовывать удаленные и глухие места пещер, и тем самым понять истоки искусства и природу самого творчества глубокой древности.
В разное время историки и другие ученые по-разному объясняли причины возникновения этих изображений в пещерах древнейшего мира. Кто-то говорил о потребности людей того времени в «тренажерах» для удачной охоты: считалось, древние охотники сначала использовали натуральные макеты - головы и различные части мертвых животных, а затем просто рисовали «мишени» на стенах. Другая «охотничья» гипотеза объясняет происхождение этих рисунков, проведением в подземельях шаманами магических ритуалов, которые должны были приваживать добычу в охоте на животных.
Изображения с очевидно преувеличенными размерами женских половых признаков, обнаруженные в некоторых пещерах рядом с рисунками животных, дали основание говорить о матриархальном укладе того общества и культе богини плодородия. Вместе с тем эти «сексуальные» рисунки позволили допустить, что в темных и отдаленных уголках пещеры «хулиганили» древние подростки, которые разрисовывали стены скал и пещер вульгарными картинками, как это делают их нынешние ровесники на стенах общественных туалетов и заборах.
Историки придерживаются другой, «шаманской» гипотезы возникновения пещерного искусства. По этой теории, существует немало свидетельств в интересах того, что истоками творчества были фантастические видения и галлюцинации, которые переживали древние люди во время магических ритуалов. Существует предположение, что музыка, танцы, живопись на стенах пещер и скал возникли из мира видений, людей, когда те входили под действием древних психотропных веществ и других способов в транс. Они общались со своими духами, пели и танцевали с ними, а уже в нормальном состоянии они воспроизводили то, что видели там – в «том загадочном мире».
Действительно, среди изображений в пещерах не стоит искать рисунков сцен охоты, когда охотники побеждают зверя. Изображения животных никогда не были просто схематическим: у лошадей - одухотворенное, задумчивое выражение, быки - с чувственными губами и большими грустными глазами, и даже улыбающиеся носороги. Люди рисовали никоим образом не «мясо», которое нужно подстрелить, и затем съесть на обед, а собственную сущность, взятую из глубин своего первобытного сознания.
В фигурах некоторых животных наблюдается трансформация человека в зверя или наоборот. Таким является изображение колдуна в пещере Труа Ферер во Франции, у которого рога оленя, лицо неизвестного существа, круглые глаза и хвост, а ноги - человеческие. Есть рисунки чего-то промежуточного между человеком и мамонтом, бизоном и человеком. Такое впечатление, что имеем дело с какими-то шаманскими ритуалами, связанными с превращением человека в животное. Кстати, все духи, которые помогали шаману, также были зооморфны, возможно, древние художники их изображали в виде медведей, оленей, быков.
Исследователи пещерной и наскальной живописи обнаружили, что росписи в каждой пещере делал не один человек. Здесь встречаются изображения, наложенные друг на друга, сделанные в разное время, но с сохранением композиционного единства. Найдены некоторые изображения дорисованные рукой другого художника. Все это является основаниями для предположений, что эти изображения являются свидетельствами борьбы шаманов, воюющих между собой или с враждебными им духами, так они уничтожали своего противника в изображениях таинственного мира - на наскальном рисунке.
Большинство исследователей склоняются к тому, что все эти росписи украшали стены древних святилищ. Известно, что все шаманские ритуалы проводятся в темноте, поэтому не удивительно, что выбирались самые глухие уголки пещер. Кроме того, в шаманизме есть такой момент, как путешествие в подземный мир, а это самое идеальное место для ритуалов. На основании пещер обнаружено много отпечатков босых ног, на стенах видны отпечатки ладоней.
Кроме рисунков, среди изображений в пещерах есть и большое количество знаков: ряды черных и красных точек, часто заключенных в геометрические фигуры, а в пещере Марсола этими точками сформирована фигура бизона. Есть изображение в виде четырехугольников, звездообразных фигур, волновых линий, ромбов, квадратов и сеток.
Очевидно, что все эти изображения, которые мы называем искусством, образованы деятельностью мозга людей, входивших в транс.
Автор: Вадим Кузнецов
:)
ОтветитьУдалить