ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

воскресенье, 26 декабря 2010 г.

Реклама: как манипулируют человеческим сознанием

Мне пришлось обойти все магазины в поисках любимого «Вискаса» для моего котика. Но рядом с обычными мясными и рыбными сортами прилавки были забиты новинками - с сыром и морковью.

Озадаченным я был до вечера, пока не увидел новую рекламу, которая утверждала, что эти новинки - это тот идеальный корм, к которому всю жизнь стремилась кошачья душа. Но для Барсика реклама аргументом не стала - он с удовольствием наминал остатки борща, сваренного на мясе. Это меня заставило задуматься: почему же человек в отличие от животного так слепо верит рекламе?

Мы ругаем рекламу, раздраженно перескакиваем с канала на канал во время длинных рекламных пауз, доверху набиваем мусорники рекламной макулатурой - и даже не осознаем, что давно стали заложниками своего «врага». Разве не реклама нас толкает на сезонные распродажи, и разве не за цветные проспекты мы хватаемся, поздно вспомнив о чьем-то Дне рождение или 8 Марта? Да, рекламу можно любить или ненавидеть, но ее нельзя обойти. Мы - в ее плену. Ниже - технологии, которыми реклама удерживает нас «на короткой цепочке».

Нас дурят!

Реклама построена на манипуляции человеческим сознанием. Настало время увидеть своего врага в лицо.


Манипуляция 1: обманутое доверие. Если кто-то вам сделал услугу, вы всегда будете стараться отблагодарить тем же, - чтобы не считать себя неблагодарным типом. Когда в магазине вы видите, что «на халяву» дают что-то попробовать, вы будете дураком, если не согласитесь. Пробуете - и ваше подсознание самостоятельно решит, что это услуга, и вы за нее должны как-то отблагодарить. Следовательно, купить рекламируемый товар.

Манипуляция 2: искусственный дефицит. Производители игрушек переживают резкий спад продаж после зимних праздников, поэтому придумали такой прием. Перед праздниками идет массированная реклама какой-то игрушки. Дети выклянчивают у родителей ее купить. Но в магазине этой игрушки нет, поэтому покупают что-то другое. Ребенок разочарован. А реклама продолжается. И - о чудо! – игрушка появляется после праздников. Родители, со всех ног, бегут в магазин, даже не подозревая, что они и их чадо - жертва манипуляции. Потому что эту игрушку умышленно на праздники завезли в нескольких экземплярах. Так с нуля делаются дополнительные доходы.

Манипуляция 3: потому что есть причина. Женщина, которая выглядела как нищенка, собрала за день 900 руб. Та же женщина, копирующая образ слепой, собрала 1400. Следовательно, нужно объяснить причину. В рекламе это звучит просто: «Этот товар классный, потому что...». Есть причина, пусть даже надуманная, - есть покупатель.

Манипуляция 4: фальшивый авторитет. У каждого существуют персоны, которым мы безоговорочно доверяем. Есть также универсальные образы, которым доверяют все. Например, врач. И никто не задумывается, что человек в накрахмаленном халате, рекламирующий что-то, - всего лишь хороший актер. Действует безотказно в рекламе предметов личной гигиены.

Манипуляция 5: игры с ценами. Существует стереотип: чем выше цена, тем высшее качество. Одна фирма производила пиво по оригинальным рецептам. Было оно так себе и раскупалось плохо. Ничего не помогало - ни снижение цен, ни рекламная атака. Но менеджеры компании пошли ва-банк и сделали акцент на элитарность пива, сделав соответствующую рекламу и накрутив цену в несколько раз. Компания стала миллионером.

Манипуляция 6: нарисованная мечта. Рекламодатели давно знают, что товар должен ассоциироваться с хорошим настроением и позитивным героем. Наша тяга к определенной марке газированной воды, сигарет и алкоголя, объясняется не нашим вкусом (это же вредно!), а образами, которые создала реклама. Особенно это касается курильщиков, которых, заметьте, всегда изображаются мужественными и сексапильными мачо.

Манипуляция 7: секс, секс, секс. Достаточно одного биллборда с не совсем одетыми моделями - и скандал гарантирован. Этот щит снимут, но дело сделано. Этим путем идут фирмы, которые продают молодежные товары. И то, что на сексуальные щиты будет плеваться старшее поколение, еще больше стимулирует молодежь купить этот товар, таким образом, проявив свою самодостаточность.

Во имя чего нас дурят?

Чтоб это понять, нужно описать те цели, которыми живет реклама. Розовая мечта рекламиста - написать слоган, чтобы люди один раз его услышали или увидели, и ничего иного вспомнить не смогли. Что это, как не создание узких стереотипов? Поэтому слоган из нескольких волшебных слов стоит несколько миллионов долларов. Сами по себе такие слоганы претендуют на место разве что в мусорнике, но рекламисты тиражируют из них «вязкие» вирусы, которые заседают в мозгах так, что человек будет бормотать их полдня. Проверим. «Чистота - ...» продолжите. Так, мнения разошлись. Пожилые люди скажут «залог здоровья», а молодые - конечно, «чисто Тайд!» Вот вам и реклама! Посчитайте, сколько рекламных афоризмов вы употребляете в повседневности? Тогда мы идем к вам; обула и забыла; иногда лучше жевать, чем говорить; требуй большего; с мыслью о вас; сладкая парочка...

А какой самый большой миф относительно рекламы?

То, что она помогает сориентироваться среди массы товаров. Если вы действительно так думаете, то попробуйте выбрать какую-то технику на основе сравнения буклетов трех разных производителей. Вы решите, что держите в руках описания трех непревзойденных и уникальных творений человечества. Вы уже не выбираете, а покупаете более дешевый продукт. Или же просите совета у соседа, который неделю тому назад тащил по лестнице большую картонную коробку.

Следовательно, реклама нам подменивает объективную реальность. И теперь основное, что остается, - бояться перхоти, кариеса, прыщей и, что страшнее всего, запаха пота. Заметьте, реклама никогда не пытается апеллировать к вашей логике - да и нужно ли вам обкладываться кипами экспертных оценок и сертификатов? Именно так рождается ложь наподобие: «Масло не содержит холестерина». Для тех, кто не знает: в масле и без того не может быть холестерина, он в животных жирах.

Почему на это ловимся?

Потому что получаем от рекламы за свое потраченное время легкие достижения: купил дезодорант - ты уже настоящий мужчина! В лице рекламы получаем помощника. Потому что раньше шутили анекдотами, а теперь - остроумными рекламными фразами. И, в конечном итоге, получаем иллюзию выбора и богатство ассортимента: пепси - это …, а вот кока-кола...
Жизнь от рекламы становится сочнее, поэтому бороться с ней не стоит. Реклама никого не зомбирует - лишь дает человеку те иллюзии, которые ему нужнее.

А тем, кто все-таки хочет бороться с рекламой, есть 4 совета:

1. Вырабатывать иммунитет к рекламе и понимать, что она - плод чьего-то воображения, а не абсолютная правда.

2. Игнорировать рекламу и всячески избегать ее. Предупреждаю: будет трудно.

3. Изучать, анализировать рекламу, пробовать понять, как на вас влияют. То есть уважать рекламу.

4. Переехать жить на безлюдный остров.


Автор: Руслан Линник

Комментариев нет:

Отправить комментарий