ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

воскресенье, 14 ноября 2010 г.

Возвращение «Максима»


Возвращение станкового пулемета «Максима» помогло сорвать гитлеровский «блицкриг». Душой этого спасительного дела оказался талантливый оружейник, бывший техник, Ижевского оружейного и сталелитейного завода Владимир Новиков. Ему было чуть больше тридцати, когда его назначили директором «Ижмаша». А с третьей недели войны и до Победы он был заместителем наркома вооружений. Это никто другой, как Владимир Николаевич, прибыв с наркомовским мандатом на оружейный завод в Тулу, лично приказал, не ожидая постановления Комитета обороны, возобновить выпуск пулеметов «Максим»...

Почему же возник такой острый дефицит этого проверенного многими войнами и уже, казалось, устаревшего станкового пулемета? В Красной Армии, когда немцы напали на нашу Родину, «Максимы» еще имелись на вооружении. Если вспомнить свидетельства героев Брестской крепости, с этими пулеметами отбивали окруженные бойцы первые атаки противника. И дрались больше месяца, пока не кончились патроны.

Впрочем, чуть ли не безоружными оказались многие части перед лицом врага. Дело в том, что большинство арсеналов, как того требовала официальная стратегия «войны на чужой территории», разместили на западной границе. И в первые же дни войны большая часть накопленного оружия была уничтожена или захвачена врагом.

Что же касается «Максима», то его производство из Тулы пришлось эвакуировать на Урал в Златоуст. И начать заново осваивать на заводе в Ижевске, куда отправили и Новикова, чтобы на месте как заместитель наркома опекал оружейное производство. Он вспоминал, как в январе 1942 года звонил Сталин: «Товарищ Новиков, сколько в этом месяце пулеметов дадите?» «Триста штук, – отвечает. – А в будущем месяце – шестьсот. В течение полугода до трех тысяч доведем».


Говорят, что пулемет «Максим» до сих пор используют в боевых действиях. Изобретенный гениальным американским конструктором Максимом Хайремом (2 сентября 1869 — 17 февраля 1936), станковый пулемет изменил на рубеже ХIХ–ХХ веков всю тактику военного боя. «Максим» кардинально отличался от предыдущих образцов стрелкового оружия, поскольку имел неслыханную на то время скорострельность и мобильность.

Среди «детищ» выдающегося американца, не только легендарный «Максим», но также и первая в мире автоматическая винтовка, несколько моделей скорострельных пушек, авиационное вооружение. Впрочем, в отличие от Роберта Оппенгеймера или Андрея Сахарова, Максима не смущало страшное предназначение его изобретений. Он активно внедрял их, создав в Германии целую оружейную империю. Кстати, его изделия и до сих пор замечены в боевых действиях: удобным и надежным «Максимом», которому почти сто лет, еще не так давно пользовались в Чечне дудаевские боевики.

Автор: Александр Панов

Комментариев нет:

Отправить комментарий