ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

понедельник, 29 ноября 2010 г.

Киев 1942 год: «матч смерти»

Летом в 1942 году в оккупированном Киеве произошло еще одно трагическое событие, вошедшее в историю как «Матч смерти».



Киевская футбольная команда «Динамо» была до войны одной из лучших команд СССР. Болельщики хорошо знали свою команду и своих талантливых игроков. Особенно известным был вратарь команды Николай Трусевич.

По разным причинам команда не смогла эвакуироваться из Киева, а призыву они не подлежали. Чтобы понять причины, почему не вся команда, а только ее часть оказалась в оккупированном Киеве, следует познакомиться с историей Спортивного общества «Динамо» и его команды. 31 октября 1924 года на учредительной конференции делегатов органов милиции, ГПУ, пограничных и внутренних войск в городе Харькове (тогдашней столице Украины) было создано это ведомственное общество, которое должно было заниматься вопросами спорта в этом ведомстве. Это было спортивное общество НКВД. Футбольная команда тоже была создана из работников-энкаведистов.

Перед войной в Советском Союзе не было профессионального футбола, формально он считался любительским, но это была скрытая форма профессионального футбола. Футболисты были в штатах комиссариатов. Так в киевской команде «Локомотив», которая относилась к наркомату железных дорог, все футболисты условно считались машинистами, техниками, инженерами. Конечно, вопросами работы железнодорожного транспорта они не занимались, а только играли в футбол, но зарплату получали как железнодорожники. Так было и с командой «Динамо». Ее игроки все числились в НКВД оперативными работниками и почти все имели военные звания. А такое положение налагало на них и соответствующие обязанности. Поэтому, некоторых из футболистов руководство НКВД специально оставило в Киеве, как агентов для подпольной работы.

Сначала футболисты «Динамо» устроились на работу к немцам. Ребята здоровые, крепкие. Они пошли грузчиками на хлебозавод — это были Николай Трусевич, Алексей Клименко, Иван Кузьменко и Николай Коротких. Устроилось на этот завод и несколько футболистов из киевского «Локомотива». С пищей у них проблем не было, поскольку работали на хлебозаводе, но за футболом скучали.

Они выбрали пустырь и стали тренироваться. Об этом узнала оккупационная власть. Футболистам предложили: «Зачем вам пустырь. Стадион, пустой, — тренируйтесь. Мы против спорта ничего не имеем». Футболисты согласились и перешли тренироваться на стадион «Зенит». А на стадионе «Динамо» тренировались фашисты, солдаты генерала Китцингера (командующего оккупационными войсками на Украине). Это были не профессионалы, а любители. Может, и были среди них и профессиональные футболисты, но команды были временные. Фронт стоял у Сталинграда и под Москвой, поэтому немцы чувствовали себя в Киеве хозяевами.

12 июля 1942 года в газете «Новое украинское слово» появилось следующее сообщение. «Открытие Стадиона. Сегодня в 16 часов открывается Украинский стадион (Большая Васильковская) (теперь Красноармейская). Программа открытия следующая: гимнастика, бокс, легкая атлетика и самый интересный номер программы, — футбольный матч. Начало в 17 часов 30 минут».

На этом открытии футбольная команда «Старт», так назвали футболисты свою команду, впервые сыграла с фашистами. Это была команда какой-то военной части. В этом матче «Старт» победил оккупантов с крупным счетом. Это немцам не понравилось, но спорт есть спорт. В следующий раз немцы выставили более солидную команду. Это была команда танковой дивизии «Рzs». Ее разгромили со счетом 6:0. 18 июля 1942 года газета «Новое Украинское слово» в своем отчете об этом матче писала: «Выигрыш этот никоим образом нельзя признать, как достижение футболистов «Старта». Немецкая команда состоит из отдельных сильных футболистов, но командой, в полной мере, ее назвать нельзя».



Но соревнования продолжались. 19 июля состоялся матч с венгерской командой «MSG Wal». Счет опять был на пользу «Старта» - 5:1. Тогда был предложен матч-реванш, назначенный на 26 июля. Счет 3:2, опять в интересах «Старта». Венгры были более лояльны к своему противнику.

В 1941 году венгерских войск было много в Киеве и вокруг него. Как вояки на фронте они были «так себе», и не хотели умирать за «Великую Германию», поэтому их использовали больше для охраны железных дорог и мостов. Вот они первыми и организовали встречу с командой «Старт». Но все встречи были не в их пользу, это соответственно било по авторитету сил фашистской коалиции.

Тогда немецкое командование приняло решение выставить против команды «Старт» команду «Флякельф», состоящую из солдат и офицеров противовоздушной обороны — зенитчиков, летчиков и механиков. Игроки сборной «Люфтваффе» — ВВС Германии были в форме летчиков военной немецкой авиации. Встречу назначают на 6 августа 1942 года. Газета «Новое украинское слово» в канун этого матча представила команду футболистов немецкой армии лучшей командой фашистской армии.

На этот матч пришло много болельщиков, особенно молодых. На стадионе атмосфера складывалась напряженно. Футбольные страсти разгорались, чувствовалась примесь вражды: играла Красная Армия — Вермахт. Проявлялась ненависть к оккупантам. Стадион шумел, раздавались антифашистские лозунги. На эти проявления вражды, фашисты, присутствовавшие на этом футбольном матче, начали стрелять вверх. Некоторых киевских болельщиков полиция арестовала. Мероприятия оккупантов успокоили стадион. Футбольная встреча завершилась победой команды «Старт».

На этот раз в газете отчет напечатан не был. Поэтому счет матча называют разный: и 6:0, и 5:1. Но как раз эта встреча и вошла в историю. Якобы всю команду «Старта» после матча оккупанты расстреляли. Но в жизни было все совсем не так. После этой встречи никто команду не расстреливал. 9 сентября 1942 года на стадионе «Зенит» происходит еще одна футбольная встреча — матч-реванш. Из афиши этого футбольного матча видно, что в повторном матче принимала участие вся команда предыдущего состава: Трусевич, Клименко, Свиридовский, Сухарев, Балакин, Гундарев, Гончаренко, Чернега, Комаров, Коротких, Путистим, Мельник, Тимофеев, Тютчев.

9 августа газета «Новое Украинское слово» также напечатала сообщение такого содержания: «Сегодня на стадионе «Зенит» в 5 часов вечера состоится вторая товарищеская встреча лучших команд города «Флякельф» и хлебозавода №1 «Старт»...». И снова победа «Старта». 9 августа после футбольной встречи «Флякельф» — «Старт» члены футбольной команды тоже не арестовывались. Сохранилось даже фото, на котором сфотографированы составы обеих улыбающихся команд.



К тому же футбольные встречи между «Стартом» и другими фашистскими командами продолжались еще до конца августа 1942 года. После так называемого «матча смерти» команда «Старта» имела еще одну встречу с бандеровской командой «Рух», которая имела место 16 августа 1942 года и опять команда «Старт» взяла вверх. Всего было сыграно девять матчей.

Потом пришла холодная и дождевая осень 1942 года и футбольные встречи прекратились. Да и немцам было уже не до футбола. Ситуация на советско-немецком фронте все больше осложнялась. Оккупанты арестовали несколько футболистов этой команды уже после завершения футбольного сезона. Что же случилось в действительности?

Нашел в Интернете рассказ полицаев об этом матче и о том, что случилось потом. В составе команды «Старт» было четверо футболистов из команды «Динамо». Они работали грузчиками на хлебозаводе. Кто-то подкинул в муку, из которой пекли хлеб битое стекло. Вреда эта террористическая акция фашистам наделала мало, но последствия были трагическими для команды. В первую очередь арестовали динамовцев: М. Трусевича, О. Клименко, И. Кузьменко и М. Коротких. Забрали немцы еще несколько десятков рабочих завода и всех их отправили в Сирецкий концлагерь.

Факты свидетельствуют, что кто-то подставил футболистов. Потому что они сами битое стекло в муку, бросать бы не стали. Это был бессмысленный шаг, поскольку оккупанты арестовали бы всех, кто был задействован в процессе изготовления хлеба. А это значило, — подписать себе смертный приговор. В ночь на 23 февраля 1943 года, в канун Дня Красной Армии, кто-то поджег механический завод «Спорт», куда немцы привезли несколько десятков обозных саней, чтобы оббить полозья этих саней железом. На следующий день — 24 февраля оккупанты за террористические акции на хлебозаводе и на мехзаводе расстреляли в Сирецком концлагере 200 заложников, среди которых были и футболисты: Николай Трусевич, Алексей Клименко, Иван Кузьменко, Михаил Коротких.

В 1965 году к двадцатилетию Победы правительство СССР этих четырех футболистов посмертно наградило медалями «За отвагу», а участников матча, которые остались живы: Б. Балакина, М. Гончаренко, М. Мельникова, М. Путистима, В. Сухарева и М. Свиридова — медалями «За боевые заслуги». А до этого двадцать лет этих футболистов и других, которые принимали участие в тех встречах, проверяли: «Ведь, они играли с фашистами?».

Вот все, что я «нарыл» в Интернете. Старался передать только факты и ничего личного, хотя отношение двоякое. А каково ваше мнение по этому поводу?

Автор: Игорь Полоз

6 комментариев:

  1. СВолочи!!! Туда им и дорога

    ОтветитьУдалить
  2. Пулю в лоб им, а не награды. Санек

    ОтветитьУдалить
  3. Отож, двоякое отношение... Бронь была от НКВД, на хлебозаводе работали... Умели хлопцы пристроиться. Ну хоть этим фашистам хвост накрутили.

    ОтветитьУдалить
  4. ......встречу с бандеровской командой «Рух», которая имела место 16 августа 1942 года......////
    Откуда уверенность, что "Рух" была бандеровской кмандой? А почему не петлюровской или махновской? Да, и здесь видно "правильную" промывку мозгов.

    ОтветитьУдалить
  5. ребята! все кто там играл умерли!немцы ,украинцы,русские,евреи надо уважать мертвых!нам и сейчас мозги моют,только другая власть

    ОтветитьУдалить
  6. медали отобрать тела выкопать всех допросить с пристрастием будет правда

    ОтветитьУдалить