ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

воскресенье, 15 февраля 2009 г.

Психология индивидуальности: психологические типы личности по Аристотелю и Теофрасту


Ученик Платона Аристотель (384 до н. э. – 322 до н. э.) – выдающийся древнегреческий философ и учёный. Его взгляды на физическую сторону мира серьёзно повлияли на последующее развитие человеческой мысли.

Аристотель создал учение о добродетелях, которое состояло в следующем. Добродетель, по его мнению, это внутренний порядок, склад души, а также мера, золотая середина между двумя крайностями: избытком и недостатком. Это «способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий, а порочность – это её противоположность», – писал он.

Аристотель дал описание различных добродетелей и пороков. Так, мужество – это середина между безрассудной отвагой и трусостью (в отношении к опасности); благоразумие – середина между распущенностью и тем, что можно было бы назвать «бесчувственностью» (в отношении к удовольствиям, связанным с чувством осязания и вкуса); щедрость – это середина между мотовством и скупостью (в отношении к материальным благам); величавость – это середина между спесью и приниженностью (в отношении к чести и бесчестию); ровность – середина между гневностью и «безгневливостью»; правдивость – середина между хвастовством и притворством; остроумие – середина между шутовством и неотёсанностью; дружелюбие – середина между вздорностью и угодничеством; стыдливость – середина между бесстыдством и робостью.

Разумные добродетели (добродетели ума) развиваются в человеке благодаря обучению. Это мудрость, сообразительность, рассудительность. Нравственные же добродетели (добродетели характера) рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт и на основе этого формируются черты его характера.

Характер выражает сущность человека, но он не является природным свойством, а складывается в течение жизни. Аристотель описал характерные черты, свойственные людям разного социального происхождения, а также разному возрасту и профессии.

В своем трактате «Характеристики» он выделил 30 характеров (лицемер, льстец, болтун, деревенщина, низкопоклонный, нравственный урод, говорун, разносчик новостей, нахал, скупой, наглец, святая простота, навязчивый, нелюдим, суеверный, брюзга, недоверчивый, неряха, надоедала, тщеславный, сутяга, хвастун, гордец, трус, аристократ, молодой старик, злоречивый, алтынник) и дал их описание, основанное на наблюдении за поступками людей. Эти описания отличаются проницательностью и тонкостью наблюдений.

Аристотель был поклонником физиогномики. Так, например, он указывал, что большие выпуклые добродушные глаза являются признаком глупости. По его мнению, толстый, как у быка, нос означает лень; широкий нос с большими ноздрями, как у свиньи, – глупость; нос, как у льва, – важность; волосы тонкие, как шерсть у коз, овец и зайцев, – робость, а жёсткие, как у львов и кабанов, – храбрость.

Теофраст (Феофраст) (ок. 370 до н. э. – между 288 и 285 гг. до н. э.) развил учение своего учителя. Теофрасту принадлежит вторая известная в античном мире классификация характеров, которую называют ещё классификацией (или типологией) пороков, т.к. она включает только отрицательные человеческие черты.

Теофраст в своём знаменитом труде «Характеры» разделил их на 30 типов:
1) притворщик; 2) льстец; 3) скучный рассказчик; 4) человек, характеризующийся грубостью и вульгарностью; 5) человек, заискивающий у всех; 6) человек бесцеремонный и неприличный в поступках и речах; 7) болтун; 8) сплетник; 9) человек, нечестно добывающий барыши;10) скупец; 11) человек, небрежный к другим; 12) бестактный человек, не соизмеряющий своих поступков с обстоятельствами минуты; 13) претенциозный и мелочный человек; 14) глупец; 15) невежливый человек; 16) суеверный; 17) задорный; 18) недоверчивый человек; 19) неопрятный; 20) докучливый, надоедливый человек; 21) человек, придающий значение пустякам; 22) скряга; 23) хвастун; 24) наглец; 25) трус; 26) человек с олигархической спесью и презрением к народу; 27) ребячливый в старые годы;28) клеветник; 29) человек, проявляющий симпатию и участие к преступникам; 30) человек, нечестный на расплату, плут в торговле.

Вот такая классификация: пусть и не слишком научная, но не судите строго – всё-таки ей без малого две с половиной тысячи лет. И быть может, если бы не было этих древних мудрых учёных мужей с их типологиями, то современная наука, кажущаяся нам серьёзной, развивалась бы намного медленнее. А землянам, которые будут жить через две с половиной тысячи лет после нас, наши современные научные знания наверняка покажутся смешными, теории – наивными и примитивными, а наши академики, профессора и доктора наук – дремучими невеждами.

Комментариев нет:

Отправить комментарий