ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

среда, 11 ноября 2009 г.

Мораль по Ларошфуко


Герцог де Ларошфуко (Франсуа Ларошфуко) (1613 – 1680) – знаменитый французский моралист, создатель труда "Максимы и моральные размышления". Это сборник афоризмов, отражающих жизненные позиции и философию автора. Первое издание «Максим» вышло анонимно в 1665 г. Но при жизни герцога увидело свет ещё пять изданий.

Итак, цитаты из «Максим». Эпиграфом послужила такая мысль: «Наши добродетели – это чаще всего искусно переряженные пороки».


Ни один льстец не льстит так искусно, как себялюбие.
Милосердие сильных мира сего чаще всего лишь хитрая политика, цель которой – завоевать любовь народа.
У нас у всех достанет сил, чтобы перенести несчастье ближнего.
Достойно вести себя, когда судьба благоприятствует, труднее, чем когда она враждебна.
У нас не хватает силы характера, чтобы покорно следовать всем велениям рассудка.

Люди обычно называют дружбой совместное времяпрепровождение, взаимную помощь в делах, обмен услугами – одним словом, такие отношения, где себялюбие надеется что-нибудь выгадать.
Все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум.
Громкое имя не возвеличивает, а лишь унижает того, кто не умеет носить его с честью.
Мы ничего не раздаем с такой щедростью, как советы.

Люди делают добро часто лишь для того, чтобы обрести возможность безнаказанно творить зло.
В людях не так смешны те качества, которыми они обладают, как те, на которые они претендуют.
В то время как люди умные умеют выразить многое в немногих словах, люди ограниченные, напротив, обладают способностью много говорить – и ничего не сказать.

Если бы мы не льстили себе сами, нас не портила бы чужая лесть.
Нелегко разглядеть, чем вызван честный, искренний, благородный поступок – порядочностью или дальновидным расчетом.
Иные люди похожи на песенки: они быстро выходят из моды.
Большинство людей судит о ближних по их богатству или светским успехам.
Высшая доблесть состоит в том, чтобы совершать в одиночестве то, на что люди обычно отваживаются лишь в присутствии многих свидетелей.

Почти всегда по отроческим склонностям человека уже ясно, в чем его слабость и что приведет к падению его тело и душу.
Нет ничего глупее желания всегда быть умнее всех.
Похвалы за доброту достоин лишь человек, у которого хватает твердости характера на то, чтобы иной раз быть злым; в противном случае доброта чаще всего говорит лишь о бездеятельности или о недостатке воли.

В звуке голоса, в глазах и во всем облике говорящего заключено не меньше красноречия, чем в выборе слов.
Одним людям идут их недостатки, а другим даже достоинства не к лицу.
Каждый человек, кем бы он ни был, старается напустить на себя такой вид и надеть такую личину, чтобы его приняли за того, кем он хочет казаться; поэтому можно сказать, что общество состоит из одних только личин.
Многие презирают жизненные блага, но почти никто не способен ими поделиться.
Признаваясь в маленьких недостатках, мы тем самым стараемся убедить окружающих в том, что у нас нет крупных.
Зависть еще непримиримее, чем ненависть.

Люди недалекие обычно осуждают все, что выходит за пределы их понимания.
Вернейший признак высоких добродетелей – от самого рождения не знать зависти.
Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности.
Как ни редко встречается настоящая любовь, настоящая дружба встречается еще реже.
Любовь правильнее всего сравнить с горячкой: тяжесть и длительность и той, и другой нимало не зависит от нашей воли.
Нет качества более редкого, чем истинная доброта: большинство людей, считающих себя добрыми, только снисходительны или слабы.

Истинный друг – величайшее из земных благ, хотя как раз за этим благом мы меньше всего гонимся.
Красота, ум, доблесть под воздействием похвал расцветают, совершенствуются и достигают такого блеска, которого никогда бы не достигли, если бы остались незамеченными.
Нам трудно поверить тому, что лежит за пределами нашего кругозора.


Автор: Сергей Иванюк

Комментариев нет:

Отправить комментарий