ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

четверг, 29 октября 2009 г.

Айкидо: энергетика движений


«В Айкидо нет форм и нет схем. Движения Айкидо – естественные движения. Его глубина безмерна и неисчерпаема». Значение этого высказывания основателя Айкидо Морихея Уэсибы, которое часто повторялось в его личном экзотерическом стиле, может быть не совсем понятно. Ученикам, которые стремятся овладеть разными формами и приемами, может показаться, что его высказывание противоречит всему, чему их учат. Если в Айкидо не существует форм и схем, то тогда какой смысл учить разную технику? Что значит – естественные движения? Может, я могу двигаться так, как мне захочется?

Сразу нужно подчеркнуть, что высказывание учителя предназначалось не для начинающих, а для опытных учеников. То есть совет адресован тем, кто достиг уже определенного уровня мастерства, но им еще не хватает естественных и плавных движений, которые являются предельным проявлением Айкидо. Настоящее значение его слов заключается в том, что они подталкивают людей тренироваться еще более напряженно, пока они не достигнут цели Айкидо. Классическая японская пословица говорит: «Войди с помощью формы и выйди из формы». Если человек занимается одним из видов боевых искусств, или Будо (путь воина), он должен тренироваться и овладевать формой, а овладев ею, он должен освободиться от нее. Не удивительно, что слова Учителя малопонятны тем, кто еще долго должен работать над собой, чтобы овладеть формой.

Оценить по достоинству это высказывание могут лишь те, кто в течение долгих лет должным образом тренировался и практиковал Айкидо. Овладел его принципами и движениями, а также глубоко проникся философией Будо.

Вероятно, труднее всего понять значение слов «естественные движения». Это настолько общеупотребительное высказывание, что у большинства людей сложилось очень туманное представление о том, что оно означает. Но если говорить серьезно, то кто из наших знакомых живет «естественно»? Чем больше мы думаем о значении этого слова, тем тяжелее становится его объяснить. Как должен человек, который изучает Айкидо понимать значение слов «естественные движения» и их связь с боевым искусством, которым он занимается? Где ключ к пониманию их значения и откуда мы должны начинать? Эти слова означают, что мы должны уловить внутри себя проявления природы, которые пронизывают всю Вселенную и влияют на наши тела и наши жизни.

Чтобы мы не думали, необходимо войти в прямой контакт с изменениями в природных явлениях – в атмосфере, погоде и окружающей среде, и открыто их принять. Делая так, мы должны обнажить наши тела и чувства перед природой и взаимодействовать с ней, не принуждая ее отвечать нашим ожиданием. Мы должны видеть природные явления такими, как они есть, и постичь настоящую природу реальности.

Конкретным примером может служить участие учеников в летних и зимних семинарах. Они принимают жару и холод такими, как они есть, получая удовольствие от тепла в жаркие дни и от обжигающего мороза в холодные. Когда люди чувствуют жару и холод своими телами, они учатся тому, как на них реагировать и узнают, как хорошо они могут действовать в неблагоприятных или, даже, враждебных условиях. Эта близость к природе и к собственному телу - первый шаг к овладению секретами природы.

Хорошо известным является тот факт, что погода влияет на наше психологическое состояние. В ясный солнечный день наш разум, становится, словно прозрачным и в теле чувствуется легкость. В мрачные, дождливые дни настроение у нас, как правило, ниже среднего и мы чувствуем вялость. Атмосфера кажется мрачной. В те дни, когда небо затянуто тучами, наши ум и тело испытывают беспокойство, когда дует приятный ветерок, то и мы чувствуем себя прекрасно. Даже на уровне таких обычных явлений, мы наблюдаем тесную взаимосвязь природы и людей. Когда же дело доходит до более значительных изменений, связанных с изменением времен года, то их влиянию подвержены не только температура и влажность. Значительные изменения испытывают жизненные циклы растений и животных. Растения пускают почки, распускаются цветы, растут листья, зреют плоды, потом все это неминуемо вянет и погибает. Подобные изменения так же влияют на ум человека и его тело. Нам известно, что изменение приливов и отливов влияет на жизнь обитателей морей и на подсознательном уровне влияет на то, как чувствуют и ведут себя люди. Все мироздание – словно сеть, в которой все взаимосвязано и взаимозависимо. Когда мы приходим к полному осознанию того, как явления природы и изменения в них влияют на людей, мы также начинаем понимать, что они каким-то образом связаны с тем, как мы воплощаем в действительность значение существования. А когда мы начинаем понимать человеческую жизнь, и оценивать ее по достоинству, мы начинаем жить ближе к природе. Когда это уже достигнуто, естественные движения появляются спонтанно и отвечают ритму Вселенной. В этом складывается наше понимание того, что является естественным. В Айкидо это находится в форме Будо, основанного на активной реализации «ки» (внутренняя энергия). В это и укладывается значение высказывания: «Движения Айкидо – естественные движения».

Наиболее важным источником естественных движений является «сила дыхания». Когда «сила дыхания» идет спонтанно, то движения человека сами по себе становятся естественными. И наоборот: когда сила дыхания не исходит свободно, ее поток прерывается, то движения становятся неловкими и неестественными. Сила дыхания включает в себя и обычное дыхание, но это не просто выдохи и вдохи, поскольку в нем принимает участие «ки».

С точки зрения физиологии, обычное дыхание является функцией системы органов дыхания, центр которой находится в легких и в сердце и к которой также принадлежат нос, рот и поры тела. Система органов дыхания человека - проявление того, что мы называем жизнь, а именно жизнь неотделимая от деятельности Вселенной. Таким образом, она тесно связано с циклическими изменениями в природе, чередованием дня и ночи, сменой четырех времен года, приливами и отливами, и другими явлениями природы. Наиболее простыми и конкретными проявлениями «силы дыхания» среди естественных движений является вхождение и сферическое вращение.

Среди множества естественных движений в Айкидо, существует техника болевого влияния на запястье, известная как «ко-те-гаеси». При выполнении этой техники, запястье сгибается в направлении естественного сгиба, в отличие от болевых замков запястья в дзюдо и дзюдзюцу, где запястье сгибается обычно в противоположную сторону. Принудительное сгибание, будучи неестественным, может привести к травмам. В Айкидо не существует движений, которые противоречат тому, что является естественным. Таким образом, тело стремится избегать ненужных и бессмысленных травм. В большинстве техники Айкидо, существует то, что известно под названием: движения «омоте» и «ура» (буквально: передняя и задняя сторона). И хотя существуют отличия, в зависимости от техники, но базовым принципом, например отражение прямой атаки спереди, есть или прямой вход в пространство, занятое противником, или разворот и вход, в слепую зону, за противником. Первое движение называется «омоте», другое – «ура». Эти два защитных движения с классического Будо, основываются на древнем принципе «инь» и «янь». Этот принцип применяется и в технике Айкидо. Возьмем по одному примеру из дзюдзюцу и фехтования на мечах, чтобы проиллюстрировать применение «инь» и «янь» в боевых искусствах. Первым примером нам служит определение этих терминов, взятое из школы дзюдзюцу «Кито». «Кито» - означает вставание и падение. Вставание есть прообразом «янь», падение - «инь». Побеждают, обращаясь к «инь», и побеждают, обращаясь к «янь». В комментарии, известном как «Денсе ююсяку» это объясняется таким образом: когда противник применяет «инь», побеждай с помощью «янь», когда противник применяет «янь», побеждай с помощью «инь». Техника, которой учат в этой школе, сводится к использованию «инь» и «янь». И хоть для противостояния противнику применяется множество других средств, при соревновании они отвлекают. Ограничиваясь исключительно техникой «инь» и «янь», ты обеспечишь себе победу. Согласно этому объяснению, стратегия заключается лишь в том, чтобы свободно использовать «инь» и «янь», защита и нападение, в зависимости от того, как двигается противник, противодействовать его «инь» с помощью «янь» и его «янь» с помощью «инь».

Относительно древнего искусства фехтования на мечах, то принцип «инь» и «янь» реализовался в положении меча в боевой стойке, так это описано в произведении «Отто-рю-кикшакш». В школе Наганума Дзикисинкаге учат стойке, с высоко поднятым мечом, который является формой «янь», внутри «янь». В школе Итто, остановившись на форме «инь», учатся держать меч низко. Когда используют «янь» внутри «янь», то он превращается в «инь». Когда применяется «инь» из «инь», он становится «янь» и работает очень хорошо. В школе Мунен, придерживаются середины между «инь» и «янь» и учат держать меч перед собой, направляя острие меча в глаза противнику. Разные школы Будо по своему интерпретируют «инь» и «янь», но все их толкования, берут свое начало в основополагающих философских идеях древних китайских философов. Старинные святые мудрецы составили «Книгу изменений», чтобы следовать законам природы и жизни. Они установили Дао небес и назвали его «инь» и «янь». Они установили Дао земли и назвали его податливым и твердым. Они установили Дао человека и назвали его великодушием и нравственностью. Соединив эти три силы, они удвоили их. Коротко, Вселенная состоит из трех сил, небес, земли и человека. Они оказываются как Дао, действуя в жизни с помощью соотношения между «инь» и «янь», податливым и твердым, великодушием и нравственностью. Это значит, когда мы осознаем действие этих соотношений, и живем согласно них, то мы объединяемся с Дао. Принцип «инь» и «янь» важен сам по себе, но, с остальными, лишь практика и реализация этого принципа дает нам возможность достичь предельной реальности Дао. В Айкидо «инь» и «янь», конкретным способом применяются в движениях «омоте» и «ура». Но главным является то, что с помощью практики, человек может достичь цели, и следовательно, основополагающей истины. И, поскольку, эта истина является ничем другим, как Дао небес, то движения Айкидо – естественные движения.

Автор: Руслан Линник

Комментариев нет:

Отправить комментарий