ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

среда, 6 октября 2010 г.

Мы не зомби. Как нами манипулируют


Автоматизм часто возникает под воздействием авторитета. Психологи рассказывают, что в 1990-х годах крупная авиакомпания после ряда аварий провела эксперимент для проверки пилотов. Имитируя полеты при критических условиях, руководство компании тайно поручило капитанам экипажей симулировать неспособность решить проблему. Результат всех шокировал: треть имитационных полетов закончились трагически, поскольку члены экипажа выполняли откровенно ошибочные приказы капитана.

Похожий феномен заметили еще во времена Второй мировой войны, когда в США расследовали причины авиакатастроф. У командира экипажа заболел второй пилот и его заменили другим летчиком. Во время старта самолета генерал начал напевать песенку, покачивая головой. Новенький пилот подумал, что так командир приказывает поднять шасси. Несмотря на то, что самолет не набрал необходимой скорости, пилот выполнил «приказ», и произошла авария. Когда у горе-пилота спросили, зачем он поднял шасси, если знал, что самолет не сможет взлететь, он ответил: «Я думал, что командир мне приказал».

Хулиганство и преступления тоже нередко происходят автоматически, но не обязательно под воздействием авторитета. Толчком может быть поступок незнакомого человека. Психологи назвали это принципом социального доказательства или теорией разбитых окон. Доказано, что «если человек видит, как другие нарушают определенную социальную норму – неправильно паркуют авто, мусорят, пишут на стенах, – он тоже склоняется к нарушению. Это приводит к цепной реакции и распространению хаоса.

Вспоминается легендарный феномен Вертера. Когда молодой Гете в 1774 году опубликовал роман «Страдания молодого Вертера», главный герой которого совершает самоубийство, по Европе прокатилась волна самоубийств. Власть некоторых стран так перепугалась, что этот роман запретили. Похожие факты обнаружили американские социологи: стоит только на первых колонках газет появиться материалу о катастрофе, убийстве или самоубийстве, растет количество подобных трагедий в местности, где продаются эти газеты. Трансляции боев боксеров-тяжеловесов и сообщения о них в вечерних теленовостях в США вызывают существенный рост количества убийств. В течение десяти дней после того, как на ринге проигрывал чернокожий боксер, увеличивалось количество убийств, жертвами которых были молодые чернокожие мужчины. Если же проигрывал белый боксер, на улицах чаще убивали белых мужчин.

Принцип социального доказательства работает максимально, когда есть два фактора: сходство и неуверенность. Если такой как ты человек – богатый/бедный, старый/молодой, светлый/черный – делает что-то, тебе автоматически хочется сделать то же. Этот фактор используют в рекламных кампаниях – на билбордах и телеэкранах за товар или услугу нас агитируют такие же как мы «маленькие» люди. Или большие – кинозвезды, певицы, футболисты. То есть авторитеты, (которых мы уже знаем) тоже вызывают автоматическую реакцию.

Фактор неуверенности, который усиливает принцип социального доказательства, – это когда ты не знаешь, как поступить, и смотришь вокруг: а что делают другие? Этим пользуются производители комедийных сериалов и шоу, включая в нужный момент фонограмму смеха. Кроме того, «фанерный» смех очень эффективен во время неудачных шуток. Вот почему, благодаря искусственному «ха-ха-ха» можно гнать халтуру, что мы и видим на экранах.

Можно ли избавиться от автоматизма и не покупаться на трюки? Специалисты, уверены, что можно, но это трудно. Ведь стереотипное поведение людей – продукт эволюции гомо сапиенс. Объем наших знаний растет в геометрической прогрессии, а будущее угрожает утопить нас в информационном океане. Во многих случаях автоматические действия являются самыми целесообразными, а иногда просто жизненно необходимыми. Чтобы вести себя адекватно в насыщенном мире, человек выбирает кратчайшие пути. Полностью отказаться от автоматизма, по мнению ученых, невозможно, ведь для этого нам пришлось бы осознавать и анализировать все аспекты нашей личности, все события и ситуации, которые возникают ежесекундно.

Но без работы с сознанием проблему не решить, поэтому психологи снова и снова возвращаются к самосознанию. Они утверждают: если мы будем чаще прислушиваться к здравому смыслу и своему телу, анализировать, что происходит с нами на уровне эмоций и ощущений во время общения или просмотра рекламы, будет появляться новая «привычка» – не реагировать автоматически. Для этого иногда достаточно просто остановиться посреди бурной реки-жизни и посмотреть на себя со стороны.

О манипуляциях в рекламе читайте дальше

Автор: Александр Панов

Комментариев нет:

Отправить комментарий