ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

вторник, 6 июля 2010 г.

Психология индивидуальности. Психологические типы личности и индивидуальных характеров по К.Г. Юнгу

Я понял, что из хаоса современной психологии невозможно извлечь чётких критериев,их еще только надо создать, причем не из воздуха, а на основании бесценных трудов предшественников, чьи имена войдут в историю психологии.
К.Г. Юнг

Мы с вами уже познакомились с психоаналитической теорией З. Фрейда . Однако З. Фрейд, как это всегда бывает с родоначальниками новых направлений в науке, был не одинок. У него, конечно же, вскоре появились ученики. Одним из первых, а также самым любимым Фрейдом (но, увы, только первое время) был Карл Густав Юнг.

К.Г. Юнг (1875-1961), врач-психиатр, швейцарский психолог, основатель аналитической психологии, вначале был последователем идей З. Фрейда. Их встреча состоялась в 1907 г. Оба учёных сразу понравились друг другу; при первой встрече они говорили без перерыва целых тринадцать часов! Познакомившись с психоанализом, Юнг стал его горячим защитником. Так как психоаналитическая концепция З. Фрейда была встречена его коллегами крайне враждебно, то ему была необходима поддержка авторитетного психиатра-практика, которым и был Юнг.

Фрейд возлагал на него большие надежды, сделал его президентом психоаналитической ассоциации, называл своим преемником и даже «кронпринцем», а в письмах – «милым сыном, который доставляет много удовольствия», «дорогим другом и наследником».

Но Юнг не во всём был согласен с Фрейдом и впоследствии выступил с критикой идей своего учителя; отношения были вконец испорчены и произошёл разрыв. Причина – в несогласии К.Г. Юнга с основными положениями мэтра: первое – с тем, что либидо – это половая энергия (он трактовал её как энергию творческую, проявляющуюся в различных сферах человеческой жизни), и второе – с тем, что бессознательное состоит из подавленных половых и агрессивных побуждений. Юнг считал, что поступки и мысли людей мотивированы архетипами – образами, уходящими вглубь истории эволюции, поведенческими стереотипами.

Сексуальная же теория Фрейда с самого начала казалась Юнгу «навязчивой идеей», особенно потому, что Фрейд сделал из неё религиозный догмат. «Фрейд... отождествил свой метод со своей теорией пола, которую я считал неприемлемой» (из личных бесед с Юнгом, 1954г.). Юнг же относился серьёзно к религиозности, мистике, оккультизму, историческим событиям – всё это не имело для Фрейда научного значения и не представляло для него никакого интереса. После разрыва, который оба пережили довольно болезненно, они отзывались друг о друге довольно резко.

К.Г. Юнг выдвинул свою концепцию психологических типов («Психологические типы», 1921г.). Учёный был убеждён, что есть всего два варианта приспособиться к окружающему миру: 1) экспансия (постоянное общение, расширение контактов, деловых связей) и 2) интроверсия (ограничение контактов, отгораживание от окружающего мира и концентрация внимания на собственном внутреннем мире).

Основываясь на этом утверждении, Юнг разделил людей на два класса: экстравертированных (экстравертов) и интровертированных (интровертов). Он утверждал, что в личности присутствуют обе противоположные установки, но обычно одна из них доминирует и является сознательной, тогда как другая занимает низшее положение и является бессознательной. Юнг полагал, что типовая дифференциация начинается очень рано, «столь рано, что в некоторых случаях можно говорить о ней, как о врожденной».

К.Г. Юнг также выделил четыре психические функции, которые он считал фундаментальными: мышление, чувство, ощущение и интуиция. С помощью мышления человек пытается понять сущность мира и свою собственную сущность. Чувство помогает давать оценку вещей, оценивать их негативно либо позитивно; эта функция – оценочная. Она также даёт людям переживания любви, гнева, страха, боли, горя, радости и др. Ощущение даёт нам возможность увидеть мир таким, каким он является в действительности, даёт реальную картину мира. Интуиция позволяет предвидеть ход развития событий, опираясь не на факты, а с помощью бессознательных процессов.

Мышление и чувство Юнг отнёс к категории рациональных функций, т.к. они пользуются фактами, суждениями, логикой, обоснованием, абстракцией и обобщением; они помогают видеть закономерности предметов и явлений. Ощущение и интуицию Юнг назвал иррациональными функциями, т.к. они основаны на восприятии конкретного и случайного.

Каждый человек, по мнению Юнга, имеет все четыре функции, но не в равной степени. Одна из них доминирует – это высшая функция, одна – дополнительная, которая замещает высшую, если той что-то мешает действовать.

В следующий раз вам представится возможность узнать, кто такие экстраверты и не входите ли вы сами в их число.

Автор: Ирина Бойко

Комментариев нет:

Отправить комментарий