ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

пятница, 7 мая 2010 г.

С чего началась Вторая мировая: парады победителей

О чем не хотят вспоминать ни российские, ни немецкие, историки, это общие "парады победителей" после завершения оккупации Польши. Такой парад, в частности, прошел в Бресте. Советские и немецкие офицеры, улыбаясь, рядом стояли на трибуне, покуривая сигареты. А перед ними гордо маршировали элитные подразделения двух армий.

Говоря о Второй мировой, мы как-то забыли о советско-фашистском парада в Бресте, который совместно провели Красная армия и Вермахт в городе Брест-Литовске 22 сентября 1939 года. А сделал возможным это "знаменательное событие" договор между Германией и Советским Союзом, о ненападении (известный как "пакт Молотова-Риббентропа"), который был подписан 23 августа 1939 года сроком на 10 лет, и тайный протокол к нему, по которому Европа фактически была разделена на сферы влияния между двумя тоталитарными режимами: нацистским и коммунистическим.

Долгое время оправдывали альянс с нацистами необходимостью отвести военную угрозу от своей страны. На самом же деле, советское руководство во главе с Иосифом Сталиным стремилось направить немецкую агрессию на запад, в первую очередь против Англии и Франции. Они хотели дождаться, когда "капиталисты перегрызутся между собой", а тогда объявить себя Освободителем Европы.

Однако, все вышло с точностью до наоборот: в результате отказа Советского Союза от последующих переговоров с Англией и Францией о формировании антифашистской коалиции (правда, вина за срыв переговоров лежит и на упомянутых государствах, поскольку они постоянно медлили с подписанием договора) и в связи со следующим превращением Польши в стратегический плацдарм нападения Германии на СССР начало немецко-советской войны стало близким.

Непосредственным следствием немецко-советских договоренностей была вооруженная агрессия 1 сентября 1939 года Германии против Польши. Так началась Вторая мировая война, самая жестокая в истории человечества. 17 сентября под предлогом защиты "единокровных братьев" в войну вступил СССР, на что Польша явно не надеялась. В результате, уже 27 сентября Варшава капитулировала. В Бресте, Гродно, Пинске, Перемишле и в ряде других городов состоялись общие парады союзных войск: советских и немецких.

Брест был оккупирован 22 сентября. Сразу двумя армиями. С восточной стороны в город вошла авангардная 29-я танковая бригада под командованием Семена Кривошеина. Согласно секретному протоколу Брест становился советской территорией. И на следующий день немецкие войска должны были покинуть город. Но для демонстрации советско-немецкой дружбы военачальники решили расстаться красиво. И раз уж две армии встретились как друзья и союзники, которые вместе провели успешную боевую операцию, то по всем традициям это надлежало, как следует отметить. И они решили провести совместимый парад. Прощальный - немцы же ушли. Но недалеко, на ту сторону Буга.

Торжества начались на следующий день после прихода советских войск, 23 сентября, в 16.00. Обычно парады принимает один человек. Однако в этот раз - принимали двое. На деревянную трибуну в центре Бреста поднялись два командира в парадной форме: выпускник Казанского танкового училища Гайнц Гудериан и выпускник Военной академии имени Фрунзе Семен Кривошеин.

Воспоминания участников

Они стоят на трибуне перед флагштоком с немецким флагом, а по улице перед ними сначала идет немецкая, а затем советская военная техника. Командующие отдают машинам честь...

По воспоминаниям командира 29-и отдельной танковой бригады Семена Кривошеина, его подразделение вечером 20 сентября получило приказ командующего 4-и армии Василия Чуйкова о занятии города и Берестейской крепости. Для этого бригада Кривошеина осуществила 120-ти километровый ночной марш из Пружан. К утру 21-го передовые части 29-й бригады приблизились к Бресту с северной стороны. Кривошеин в одиночестве направился на переговоры с немецким командованием относительно передачи города и крепости, отдав приказ о начале движения бригады в Брест в 14.00.

Переговоры с Гудерианом, которые велись понятным обоим французским языком, затянулись до вечера. Кривошеин пишет, что Гудериан настаивал на проведении парада немецких и советских солдат на площади. Кривошеин попробовал отказаться от проведения парада, ссылаясь на усталость и неподготовленность своих войск. Но Гудериан настаивал, указывая на пункт соглашения между более высокими командирами, в котором обсуждался общий парад. Кривошеину пришлось согласиться, однако он предложил следующую процедуру. В 16 часов части корпуса Гудериана колонной, со штандартами впереди, покидают город, а части Кривошеина вступают в город, останавливаются на улицах, где проходят немецкие полки, и своими флагами салютуют проходящим частям. Оркестры исполняют военные марши.

Гудериан согласился на предложенный вариант, но отдельно обусловил, что будет присутствовать на трибуне вместе с Кривошеиным и будет приветствовать части. Завершив вечером переговоры, Кривошеин отдал приказ бригаде подготовить к параду 4-й батальон и бригадный оркестр, а также блокировать железную дорогу.

Парад победителей. Брест, 1939

Парад, состоявшийся на следующий день, Кривошеин описал следующим образом: "В 16.00 я и генерал Гудериан поднялись на невысокую трибуну. За пехотой прошла моторизированная артиллерия, потом танки. На бреющем полете пролетели над трибуной несколько самолетов. Гудериан, показывая на них, пытался перекричать шум моторов:

- Немецкие асы! Колосаль! - кричал он. Я не сдержался, и также крикнул в ответ:

- У нас лучше!

- О, так! - ответил Гудериан без особенной радости.

Потом опять прошла пехота на машинах. Некоторых из них, как мне показалось, я уже видел. Очевидно, Гудериан, используя замкнутый круг прилегающих кварталов, приказал мотополкам демонстрировать свою мощь несколько раз... Наконец, парад завершился".


Кстати, в послужном списке Гайнца Гудериана - Казанское танковое училище и академия Генштаба. Блестящий офицер прусской школы получил еще и замечательную подготовку в лучших учебных заведениях вероятного противника. Возможно, у немцев не было бы такого ошеломляющего успеха в начале войны, если бы не это сотрудничество между вермахтом и высшим командованием Красной армии. Советский Союз готовил у себя кадры немецких летчиков - будущих асов Второй мировой войны. Немцы замечательно изучили военную технику, были достаточно осведомлены о последних достижениях советской военной науки. Они знали в лицо многих военачальников, их сильные стороны и недостатки. И даже территория, на которой пришлось потом воевать, немцам была хорошо знакома.

Генерал Гудериан так описывает события в своих мемуарах: "Как вестник приближения русских прибыл молодой русский офицер на бронеавтомобиле, сообщивший нам о подходе их танковой бригады. Потом мы получили весть о демаркационной линии, установленной министерством иностранных дел, которая, проходя по Бугу, оставляла за русскими Брестскую крепость - это решение министерства мы считали невыгодным".

В центре на помосте Гудериан и Кривошеин

"Потом было установлено, что район к востоку от демаркационной линии должен быть освобожден до 22 сентября. Этот срок был настолько короток, что мы даже не могли эвакуировать наших раненых и подобрать поврежденные танки. По-видимому, к переговорам об установлении демаркационной линии и о прекращении военных действий вообще не был привлечен ни один военный".

"В день передачи Бреста русским, в город прибыл комбриг Кривошеин, танкист, который владел французским языком, а поэтому я смог легко с ним достичь взаимопонимания. Все вопросы, которые остались нерешенными в положениях министерства иностранных дел, были решены выгодно для обеих сторон".

"Мы смогли забрать все, кроме захваченных у поляков запасов, которые оставались русским, поскольку их невозможно было эвакуировать за такое короткое время. Наше пребывание в Бресте закончилось прощальным парадом и церемонией с обменом флагами в присутствии комбрига Кривошеина".


Германия называла их "парадами победителей". СССР называл "парадами дружбы". Занятые немцами города по договору о дружбе и границах, который вслед пакту о ненападении подписали СССР и Германия, передавались из рук в руки. Это было искреннее торжество. Солдаты двух армий на улицах Бреста обменивались сигаретами, офицеры угощали друг друга пивом. Парад прошел замечательно. Войска с обеих сторон показали прекрасную строевую выучку. Парадные расчеты шли под звуки Бранденбургского марша.

Через сорок пять минут после начала парада на площади зазвучали национальные гимны. Флаг рейха был спущен. Комбриг Кривошеин произнес по-военному короткую речь. Советский солдат поднял красный флаг. Парад закончен. Рейх идет на ту сторону новой границы. В торжественной атмосфере Советскому Союзу передан город Брест. Как и положено, все завершилось банкетом для высшего руководства. Расставание удалось на славу. А 24 сентября немецкие войска покинули Брест. Правда ненадолго…

Парад в Бресте был не единственным совместимым торжеством. В Гродно и Пинске тоже прошли парады с братанием советских и немецких солдат - правда, менее масштабные, как в Бресте. В Гродно на такой же, как в Бресте, поспешно сбитой трибуне парад принимал комкор Василий Чуйков. Занятые немцами города по договору о дружбе и границах, который вслед пакту о ненападении подписали СССР и Германия, передавались из рук в руки.

Поэтому, Советский Союз своими действиями не только способствовал началу Второй мировой войны, но и на ее начальном этапе стал фактическим союзником фашистской Германии. Москва активно помогала Германии, в частности поставляя ей необходимые стратегические материалы, сырье и хлеб. В 1940 году помощь составляла 40% всего советского экспорта на внешний рынок.

Подготовил: Руслан Линник

3 комментария:

  1. Здравствуйте! Если у вас все тайное становится явным, может подскажете фамилию и имя офицера РККА на первой фотографии в статье? Мне очевидно только то, что это не Семен Кривошеин. Заранее благодарна!

    ОтветитьУдалить
  2. Загрузите поисковик Google, перейдите на вкладку «картинки», введите «Семен Кривошеин», нажмите поиск и получите массу фотографий по вашему запросу.

    Р. Линник

    ОтветитьУдалить
  3. ...читал в газете, Сталин спровоцировал Гитлера к нападению на СССР через Югославию, которую Гитлер завоевывал. тогда Гитлер и решился на войну с СССР. Дальше планом Барбаросса предусматривался именно блицкриг захвата и уничтожения СССР т.к. у Гитлера просчитали, что им не хватит ресурсов для длительной войны с СССР. Отборные войска Вермахта были уничтожены при обороне Киева и по существу спасло СССР, где Гитлер допустил стратегический просчет, т.к. планом Барбаросса не придусматривалося отвлечения войск от главного направления блицкриг - захвата Москвы и выйти за одну военную компанию до Урала.
    Хотелось бы узнать мнение читателей.. Спасибо.

    ОтветитьУдалить