ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

суббота, 11 апреля 2009 г.

Как стать оратором? О культуре и мастерстве речи

Оратор – организатор слов, а организовать слова бывает иногда тяжелее, чем организовать людей. Ораторское искусство – это искусство подготовки и произнесения публичной речи с конкретной целью - повлиять на разум, чувства и волю слушателей.

Профессия педагога, юриста, врача, требует умения владеть искусством слова. Это обязательный признак их деловой квалификации. Но ораторы бывают разные. Одних слушать можно, других, к сожалению, слушать нельзя. Но есть и такие, которых нельзя не слушать, – они-то и есть настоящие мастера.

Ораторство - древнейшее искусство в истории человечества. Говорят, что оно зародилось в древней Греции, позже и Рим приложил свою мощную руку. Известный древнеримский политик и оратор, Цицерон на первое место поставил знание дела. «Это главное, это решающее» - утверждал он. Никакое красноречие, никакой талант, не помогут спикеру, если он плохо знает, о чем говорит. «Ни с того ни с сего» вдохновение не приходит к человеку, который плохо разбирается в теме.

На втором месте Цицерон утвердил внутреннюю форму речи. А форма ораторской речи имеет две стороны: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя сторона – ее построение, разбивка на составные части, взаимосвязь между вступлением, главной частью и выводом. Относительно внутренней стороны Цицерон выдвигает два главных требования: стройность – первое требование, утонченность – второе. А затем идет внешняя сторона формы – выполнение, исполнение. Сюда же относятся манеры, зрительные и слуховые элементы речи.

Ораторское искусство – одна из форм управления людьми. А поэтому овладеть всеми тонкостями – первостепенное задание для всех тех, кто имеет дело с людьми. Как и любое другое искусство, оно имеет свои закономерности. Первая закономерность в том, что ораторское искусство – явление историческое. Каждая эпоха вызывает на трибуну своего спикера. Вот почему трудно бывает ответить на вопрос: «А кто был самым выдающимся оратором в мире?» А можно ли вообще ответить на этот вопрос? Каждая эпоха создавала свой образ, налагала свой отпечаток на «лицо» оратора.

Наверное, Демосфен сбросил бы плащ, начал бы рвать на груди одежду, громко кричать, а в кульминационном пункте речи даже подпрыгнул! В наше время все бы только рассмеялись. Наши спикеры не прыгают, даже когда они рассержены. Еще при Петре I в «Духовном регламенте» изданном в 1721 году говорилось о том, что «не нужно проповеднику шататься, руками размахивать, подпрыгивать, в бока упираться, смеяться, но и плакать не нужно».

Так что же, нам нечему поучиться у Демосфена? Это неверно. В истории есть пепел, и есть пламя. Отбросим пепел, возьмем пламя. Огонь Демосфена – это труд, великий труд, который сделал его отличным оратором. Физические недостатки, которые были присущи ему от природы, благодаря упорному труду он преодолел. Теперь у Демосфена мы учимся патриотизму, пылкой любви к Родине. Он говорил, что не слова и не звуки голоса делают человека хорошим оратором, а направление его политики, любви или ненависти, к тем, кто не уважает его Родину.

Ораторское искусство – не только явление историческое, но и национальное. У каждого народа есть свои особенности в области ораторского искусства. Некоторые теоретики даже устанавливают прямую зависимость между тем, где живет человек и какой он спикер. Они утверждают, что северяне более сдержаны, а южане наоборот – горячие и эмоциональные. И многие отмечают сухую юмористическую манеру англичан.

Если в итальянской аудитории оратор затягивает сверх меры свое выступление и его необходимо остановить, то мужчины начинают гладить рукой свою щеку. Такой жест вынуждает говорящего сразу же покинуть трибуну. Он означает: «Ты говоришь так долго, что у меня уже борода выросла!» На славянского оратора этот жест не подействует.

Третья закономерность в том, что ораторское искусство - явление мировоззренческое, моральное. Каждая прослойка общества имеет своего лучшего спикера. Но если он попадает в аудиторию противоположного мировоззрения, других моральных позиций и взглядов, он вынужден бесславно покинуть трибуну.

Поэтому важно, кто говорит и что говорит. Безусловно, важно и как говорит, но все же важнее – кто что сказал. Очень важно, чтобы сам спикер имел общественное положение и авторитет. Такая личность сразу привлекает слушателей. Он еще не начал говорить, а вы уже чувствуете расположение к нему, поскольку это лицо вам хорошо известно и вселяет доверие, авторитет. А если перед вами враждебный вашему мировоззрению человек – происходит обратное, он уже заранее отталкивает вас, вы с предубеждением будете воспринимать его выступление.

Еще Кант справедливо говорил, что ораторское искусство безразлично к истине. Оно одинаково может служить как правде, так и лжи. А что это так, говорит опыт Гитлера, который использовал искусство слова для проповедования массовых убийств. Но Кант не прав, когда говорит, что если ораторское искусство служит и правде и лжи, добру и злу, то оно аморально. Вот с этим трудно согласиться, поскольку, любое искусство может быть использовано и в моральных, и в аморальных целях. С его помощью можно проповедовать истину, а можно сеять ложь.

Только позиция говорить правду и только правду, делает человека полезным оратором и наоборот, аморальность, беспринципность, способность проповедовать ложь, исповедовать и пропагандировать вредные идеи делает его врагом народа. В этом специфическая роль ораторского искусства.

Спикер и аудитория – составляющие ораторской речи. Оратор – отец, а аудитория – мать. Оратор «рождает» речь, аудитория ее воспринимает, лелеет и разрешает ей жить. Спикер, бесспорно, психолог, поскольку если он не понимает психологически своих слушателей, то не сможет правильно построить свою речь. Ему трудно выстроить слова, которые бы дошли до слушателей.

Хороший спикер должен владеть и логикой. Традиционная аристотелевская логика требует правильного построения процесса мышления, плавного перехода одних высказываний в другие. Оратор должен уметь доказывать. Недаром в народе говорят, что на слово верят только дураки.

Оратор в некоторой степени и артист. И если он не владеет интонацией, если у него плохая дикция, если «не те» жесты, если не выработаны хорошие манеры, то все это будет преградой для восприятия смысла речи. Когда слышишь плохую дикцию, кажется, что читаешь книгу с оторванными страницами. Оратор также в какой-то степени и поэт. И не потому, что пишет стихи, а оттого что он умеет найти нужный, острый и красивый эпитет. Ведь в речи нужна стройность, но необходима и образность - эпитеты, метафоры, сравнения. И чем больше этой «наглядности», тем крепче врезаются слова в сознание слушателей.

Наконец, в ораторском искусстве большую роль играет импровизация. А что такое импровизация? Это выступление без видимой подготовки. По существу абсолютной импровизации не бывает. Есть относительная импровизация, поскольку у любого настоящего оратора, даже если он говорит одно и тоже уже в десятый раз, всегда будут элементы импровизации.

Итак, перед спикером стоит тройное задание: во-первых, убедить, во-вторых, проникнуть в головы слушателей и заставить пережить то, о чем он говорит, в-третьих - повлиять на волю, то есть вызвать определенные действия в соответствии с тем, что сказано.

Игорь Полоз

Комментариев нет:

Отправить комментарий