От волшебных сказок и городского фольклора до готических
романов, жестокое, жуткое и ужасное является неотделимой составляющей детской
литературы. Сказки бедны на детали, абстрактные, им недостает психологической
глубины, они максимально упрощены и прозрачны, с четким делением на злых и
добрых персонажей. В подростковом возрасте на смену волшебным сказкам приходит готическая
литература. Ужастики, наполненные привидениями, вампирами, ведьмами, зомби и
другими монстрами, удовлетворяют потребности детей и подростков в щекотании
нервов.
Уже достаточно давно перед родителями, психологами и
педагогами, появился вопрос, как недетская жестокость волшебных сказок и
литературы ужасов может влиять на неопытного читателя? Стоит ли ограничивать
знакомство ребенка с такими книгами, или наоборот, они выполняют какую-то
важную функцию?
Прицельно анализировать влияние жестокого и страшного в
детской литературе на психику ребенка начала психоаналитика еще в середине ХХ
века.
Жестокие события и испытания в сказках закладывают в ребенке
понимание, что:
- трудности – это часть человеческого существования, и борьба,
с ними неизбежна;
- тот, кто не уклоняется от неожиданных и несправедливых
ситуаций, преодолевает преграды - на своем пути и в конечном итоге может
победить;
- четкое деление на черное и белое делает для ребенка
моральную проблематику очень наглядной.
Ученые отмечают, что сказка проводит несознательную
психическую работу, обеспечивая маленького читателя конкретными образами
монстров, на которых можно спроектировать собственные страхи и тревоги, и тем
самым обеспечивает психическую интеграцию ребенка и дает ему веру в счастливый
конец, когда трудности преодолены. Сказки рассказывают ребенку не о том, что
драконы существуют. Дети уже знают, что драконы существуют. Сказки рассказывают
детям, что драконов можно убить.
В подростковом возрасте эти функции волшебной сказки берет
на себя литература ужасов. Готическая литература и ужастики такого типа
помогают детям проектировать, фокусировать, а, следовательно, постепенно
преодолевать собственные страхи и тревоги.
Страх – одна из базовых эмоций, проявление которой мы
можем наблюдать у детей с раннего детства. Ближе к 3 годам большинство детей
уже способны озвучить свои страхи. Часто в этом возрасте дети боятся темноты,
одиночества и замкнутого помещения. Но наибольшим является страх разлуки с
важными для него взрослыми, поэтому именно родители и те, кто их заменяет,
могут помочь ребенку пережить страх.
Одним из самых эффективных способов обуздания страха
является чтение книг, в которых есть страшные герои и ребенок-герой, который
преодолевает свой страх, побеждает монстра, или убеждается в том, что
привидением была самая обычная тень. При этом заданием родителей становится
поддержка ребенка, они должны позволять ему бояться в надежных родительских
объятиях, не отрицая страхи ребенка, чтобы вовремя остановить чтение в случае,
если для ребенка это уже слишком.
Обычно дети сами регулируют свой страх и могут попросить прекратить
чтение. К этому нужно относиться с уважением, ведь нашей целью является помочь
ребенку научиться справляться со страхом, а не испугать еще больше. Слишком
много страха без достаточной поддержки может привести к тому, что у ребенка
возникнут невротичные или соматические симптомы, или он «оторвет» свой страх (а
он нам, людям, нужен, ведь оберегает от многих неприятностей).
Маленькие дети еще учатся различать мир реальный и мнимый,
поэтому родителям важно верить в то, что ребенок может видеть что-то такое,
чего не видим мы, помочь ему развеять страхи, когда реальной опасности нет, и
учить его различать реальность и фантазию.
Большинство детей школьного возраста уже способны понимать,
что история в книге – это выдумка автора. И если они живут в безопасной
семейной и школьной обстановке, то имеют больше ресурсов для преодоления страха
самостоятельно. Часто дети в школе пугают друг друга разными ужасами и могут
объединяться для общего переживания этой эмоции.
Вместе с тем, спрашивайте своих школьников о разных эмоциях,
которые они пережили в течение дня, или когда они читали какие-то книги,
особенно сказки или литературу ужасов. Для ребенка поддержкой будет не только
то, что другие герои книг также боятся, как и он, и они находят свой способ преодолеть
страх или монстров, но и то, что бояться, – это нормально и всегда можно
попросить кого-нибудь о помощи. Любовь, понимание и поддержка, способны
побеждать любых монстров, поэтому: «Бойся, я с тобой!»
Андрей
Макаров
©При копировании ссылка на сайт обязательна

Комментариев нет:
Отправить комментарий