ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

среда, 19 декабря 2018 г.

Ужасы в детской литературе: что об этом нужно знать

От волшебных сказок и городского фольклора до готических романов, жестокое, жуткое и ужасное является неотделимой составляющей детской литературы. Сказки бедны на детали, абстрактные, им недостает психологической глубины, они максимально упрощены и прозрачны, с четким делением на злых и добрых персонажей. В подростковом возрасте на смену волшебным сказкам приходит готическая литература. Ужастики, наполненные привидениями, вампирами, ведьмами, зомби и другими монстрами, удовлетворяют потребности детей и подростков в щекотании нервов.

Уже достаточно давно перед родителями, психологами и педагогами, появился вопрос, как недетская жестокость волшебных сказок и литературы ужасов может влиять на неопытного читателя? Стоит ли ограничивать знакомство ребенка с такими книгами, или наоборот, они выполняют какую-то важную функцию?

Прицельно анализировать влияние жестокого и страшного в детской литературе на психику ребенка начала психоаналитика еще в середине ХХ века.

Жестокие события и испытания в сказках закладывают в ребенке понимание, что:

- трудности – это часть человеческого существования, и борьба, с ними неизбежна;
- тот, кто не уклоняется от неожиданных и несправедливых ситуаций, преодолевает преграды - на своем пути и в конечном итоге может победить;
- четкое деление на черное и белое делает для ребенка моральную проблематику очень наглядной.

Ученые отмечают, что сказка проводит несознательную психическую работу, обеспечивая маленького читателя конкретными образами монстров, на которых можно спроектировать собственные страхи и тревоги, и тем самым обеспечивает психическую интеграцию ребенка и дает ему веру в счастливый конец, когда трудности преодолены. Сказки рассказывают ребенку не о том, что драконы существуют. Дети уже знают, что драконы существуют. Сказки рассказывают детям, что драконов можно убить.

В подростковом возрасте эти функции волшебной сказки берет на себя литература ужасов. Готическая литература и ужастики такого типа помогают детям проектировать, фокусировать, а, следовательно, постепенно преодолевать собственные страхи и тревоги.

Страх – одна из базовых эмоций, проявление которой мы можем наблюдать у детей с раннего детства. Ближе к 3 годам большинство детей уже способны озвучить свои страхи. Часто в этом возрасте дети боятся темноты, одиночества и замкнутого помещения. Но наибольшим является страх разлуки с важными для него взрослыми, поэтому именно родители и те, кто их заменяет, могут помочь ребенку пережить страх.

Одним из самых эффективных способов обуздания страха является чтение книг, в которых есть страшные герои и ребенок-герой, который преодолевает свой страх, побеждает монстра, или убеждается в том, что привидением была самая обычная тень. При этом заданием родителей становится поддержка ребенка, они должны позволять ему бояться в надежных родительских объятиях, не отрицая страхи ребенка, чтобы вовремя остановить чтение в случае, если для ребенка это уже слишком.

Обычно дети сами регулируют свой страх и могут попросить прекратить чтение. К этому нужно относиться с уважением, ведь нашей целью является помочь ребенку научиться справляться со страхом, а не испугать еще больше. Слишком много страха без достаточной поддержки может привести к тому, что у ребенка возникнут невротичные или соматические симптомы, или он «оторвет» свой страх (а он нам, людям, нужен, ведь оберегает от многих неприятностей).

Маленькие дети еще учатся различать мир реальный и мнимый, поэтому родителям важно верить в то, что ребенок может видеть что-то такое, чего не видим мы, помочь ему развеять страхи, когда реальной опасности нет, и учить его различать реальность и фантазию.

Большинство детей школьного возраста уже способны понимать, что история в книге – это выдумка автора. И если они живут в безопасной семейной и школьной обстановке, то имеют больше ресурсов для преодоления страха самостоятельно. Часто дети в школе пугают друг друга разными ужасами и могут объединяться для общего переживания этой эмоции.

Вместе с тем, спрашивайте своих школьников о разных эмоциях, которые они пережили в течение дня, или когда они читали какие-то книги, особенно сказки или литературу ужасов. Для ребенка поддержкой будет не только то, что другие герои книг также боятся, как и он, и они находят свой способ преодолеть страх или монстров, но и то, что бояться, – это нормально и всегда можно попросить кого-нибудь о помощи. Любовь, понимание и поддержка, способны побеждать любых монстров, поэтому: «Бойся, я с тобой!»
                                                                                                           Андрей Макаров

©При копировании ссылка на сайт обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий