Чтобы
наладить хороший контакт со своими сотрудниками, а особенно, если речь идет о
руководителе, главными функциями которого является эффективная организация
работы, управление подчиненными и создание благоприятного корпоративного климата,
необходимо знать о методах влияния на своих работников в распространенных
рабочих ситуациях. Это дает возможность руководителю выработать свою
индивидуальную действенную стратегию управления персоналом, а на ее почве
совершенствовать новые утонченные средства влияния на работника и коллектив в
целом.
Существует
несколько характерных психотипов работников, в соответствии с каждым из которых
руководителю нужно подбирать отдельный метод влияния. Начнем с «настойчивого»
психотипа, представителю которого присуща уверенность в своих действиях и
исключительной компетенции в сфере своей деятельности. В разговоре с
руководством он ведет себя вызывающе сдержанно. В работе является настойчивым,
решительным, требовательным и целеустремленным. Нетерпим к беспорядку,
старается все упорядочить и подобрать по своему вкусу. И в том, что он является
носителем утонченного и изысканного вкуса – не может быть сомнения.
Представители
«настойчивого» психотипа выполняют четкие распоряжения, которые поступают от
руководства. У них рационально логический и практический лад мышления, поэтому
работу и ее выполнение они оценивают прагматично и функционально, часто
акцентируя внимание на улучшении условий труда ради повышения его
эффективности. Таким образом, для таких работников важной является не похвала
руководства, хотя и это также будет не лишним, а плодотворное сотрудничество, с
учетом их мнения. Лучшим поощрением для «настойчивого» будет обещание
руководства лично посодействовать в решении определенного рабочего вопроса, с
акцентом на важности принятого решения работника.
Этот
психотип заслуженно получил свое название, ведь человек, которому он
принадлежит, чрезвычайно трудно идет на уступки даже в общении с руководством,
настаивая на своей правоте. Управленцу, который ценит такого работника,
необходимо в разговоре с ним применять приемы псевдоуступок, дав возможность
самостоятельно разобраться в ситуации. Очевидно, что после первого неудачного
случая по упрямой инициативе, такой подчиненный будет более активно воспринимать
конструктивные замечания руководителя, и будет моделировать свое рабочее
поведение в соответствии с ними.
К другому
психотипу принадлежат работники с аналитическим складом ума. Они в чем-то
похожи с «настойчивыми», с одной лишь погрешностью, что полученную в процессе
работы информацию не стараются использовать с максимальной эффективностью, а, в
первую очередь, проанализировать, раскладывая на составные элементы,
устанавливая причинно-следственные связи и определяя главные и второстепенные
приоритеты и цели.
«Аналитики»
- именно так можно означать этот психотип, обычно дают оценки явлениям и их
причинам, рассматривая их в дихотомических категориях – хорошо «плохо»,
правильно «порочно». Следовательно, чтобы убедить работника с аналитическим
складом мышления, управленцу необходимо применять в своих аргументах
аналогичные приемы, руководствуясь четкой писаной информацией и избегать
упрощенных рекомендаций, которые не были должным образом задокументированы и не
подтверждены законодательно.
В
критических ситуациях, «аналитики» не только не паникуют, а наоборот ведут себя
сдержанно, холодно, отчуждено, без всяких эмоций. Это может выглядеть как
защитная реакция на стресс, однако, таким является привычное поведение людей,
склад ума которых и в обычных ситуациях, и максимального напряжения остается
чрезвычайно холодным и эмоционально непреклонным. Несмотря на явную
сдержанность и твердость, дипломатические качества у «аналитика» отсутствуют
или же неявно выражены. Поэтому, в вопросах развития клиентской базы у
«аналитиков» могут возникать определенные трудности, так же как и в вопросах
восприятия критики в свой адрес.
Работники с
выраженным «покладистым» психотипом личности характеризуются отсутствием
взгляда в общении с руководством, при чем, как в прямом так и в переносном
значениях; определенной рассеянностью в поведении, а также выраженным
творческим мышлением. Они часто колеблются, прежде чем принять важное решение и
пытаются сопоставить разнообразные варианты, подобрать альтернативы и
остановиться на, казалось, самом оптимальном, понятное дело, согласованном с
руководителем, ведь сомнения превалируют.
Лица с
«покладистым» психотипом в повседневной речи любят использовать обороты с
применением метафор, сравнений, намеков и аналогий. Они также рассеяны и на
рабочем месте у них, обычно, наблюдается, мягко говоря, творческий беспорядок.
Принципиальные рабочие позиции у «покладистых» скорее исключение из правил. Они
с радостью пойдут на встречу руководителю, если тот уверен в своей правоте и
ставит четкое задание, желательно творческого характера. А еще, они способны,
кроме основной работы, браться одновременно за несколько долгосрочных заданий,
заранее планируя их решение. Думать о будущем с большим энтузиазмом –
характерная черта «покладистых» работников.
Чтобы
работник с таким психотипом мог должным образом приступить к выполнению рабочих
заданий, руководителю необходимо максимально конкретизировать поставленную в
работе цель, абстрагируясь от деталей и неточностей. Важно также указать четкие
сроки их выполнения, ведь «покладистый» работник, как отмечалось, может
длительное время придирчиво выполнять поставленное задание, выполняя
одновременно с ним другие второстепенные. Для специалистов такого психотипа не
подойдет работа, которая будет требовать от них напора или давления на других
работников. Похвалу «покладистые» воспринимают с радостью, однако, не
сторонятся критики, которая напоминает им о прежних пробелах и может служить
инструментом ограждения от теперешних рабочих ляпов.
В чистом
виде редко можно встретить тот или другой психотип работника. Как правило, это
симбиоз, в котором приходится учитывать примеси индивидуальности человека, а
также сформированный годами характер и темперамент. Успешному управленцу стоит
хорошо присматриваться и прислушиваться к своим подчиненным с целью определения
доминирующей черты, которая и будет являться определяющей в соответствующем
психотипе и в дальнейшем даст возможность руководителю выработать для себя
оптимальную управленческую модель поведения.
Андрей Макаров
При
копировании ссылка на сайт обязательна
Комментариев нет:
Отправить комментарий