ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

пятница, 28 апреля 2017 г.

Гибель «Гинденбурга» - конец эры дирижаблей

6 мая 1937 года во время посадки на аэродром американского города Лейкхерст, штат Нью-Джерси, потерпел крушение немецкий дирижабль «Гинденбург», который осуществлял трансатлантический перелет из Франкфурта-на Майне в США. Воздушный корабль олицетворял собой мечту доктора Хуго Эккенера, который спас компанию «Цеппелин» от финансового краха после Первой мировой войны. Эккенер открыто ненавидел нацистов, однако именно он убедил Гитлера в необходимости создания огромных дирижаблей, что должно было поднять престиж Третьего рейха. И таким способом добился огромных средств на создание дирижаблей «Гинденбург» и «Граф Цеппелин ІІ». Однако то, что оба летательных аппарата были наполнены горючим газом, делало их чрезвычайно опасными...

Дирижабль Lz-129 «Гинденбург» был построен в 1936-м. В августе того же года пролетел над стадионом в Берлине во время ХІ Олимпийских игр - с целью пропаганды нацистской Германии.

«Гинденбург» был самым большим летательным аппаратом в истории воздухоплавания, гордостью воздушного флота нацистской Германии. Его длина составляла 245 метров, диаметр - 41 метр, грузоподъемность — 100 тонн, объем водорода в газовой гондоле — 200 тысяч кубометров. Назван дирижабль в честь рейхспрезидента Германии, фельдмаршала Пауля фон Гинденбурга. «Гинденбург» стал флагманом компании «Цеппелин» и осуществлял регулярные коммерческие рейсы между Германией, США и Бразилией.

В отличие от многих стран Европы, которые не предоставляли свое воздушное пространство нацистскому дирижаблю, в США он всегда был желаемым гостем. Почему? Потому, что американцев очень интересовала перспектива перелетов через океаны на дирижаблях. Пассажирские самолеты в то время еще не были способны пересечь океан. А лучшие дирижабли делали именно в Германии. Дирижабль вылетал из Франкфурта, следовал на Кельн, пролетал над Нидерландами, а дальше летел над Ла-Маншем и выходил на Атлантический океан.

Дирижабль оснастили четырьмя дизельными двигателями «Даймлер-Бенц» мощностью 900 лошадиных сил каждый, что позволяло «Гинденбургу» развивать скорость до 135 километров в час. Он проектировался для наполнения гелием, однако этот невоспламеняющийся газ производили тогда только в США. А они еще в 1927-м приняли закон о контроле над использованием гелия, по которому запрещалось экспортировать гелий туда, где его могут применять с военной целью, и отказались продавать его Германии. Пришлось заполнять «Гинденбург» легковоспламеняющимся водородом.

На борту «Гинденбурга» было все необходимое для роскошного путешествия — ресторан с электрифицированной кухней, бар, две прогулочных галереи со специальными наклоненными окнами (для лучшего обзора панорамы Земли), двуместные спальни с душевой комнатой, туалеты, читальный зал и даже комната для курильщиков с единственной на дирижабле электрозажигалкой. Вся мебель на «Гинденбурге» была максимально облегченная, изготовленная из алюминия. В салоне был даже специальный алюминиевый рояль.

Кроме пассажиров, «Гинденбург» перевозил почту и небольшой коммерческий груз. Передвигаться на дирижабле было значительно быстрее, чем пароходом. Стоимость билета была высокая, средняя цена до Нью-Йорка доходила 400 долларов. Однако полеты на «Гинденбурге» стали очень популярными, и все билеты на ближайшие рейсы быстро раскупали.

3 мая 1937 года «Гинденбургу» надлежало открыть воздушную навигацию рейсом в США. Он оказался одиннадцатым на счету известного дирижабля. В свой последний рейс «Гинденбург» взял 36 пассажиров и 71 человека экипажа. Перед посадкой в Лейкхерсте пассажиров ожидал сюрприз — дирижабль делал круг над Нью-Йорком. Пролетая над небоскребом “Эмпайр-стейт-билдинг”, капитан дирижабля Макс Прусс, ветеран Первой мировой войны, подлетел так близко к очень высокому сооружению, что люди на его смотровой площадке и пассажиры дирижабля могли помахать друг другу.

«Гинденбург» облетел Нью-Йорк и направился на посадку к аэродрому военно-морской базы Лейкхерста. В 19.10 «Гинденбург» появился над аэродромом. Внизу уже собрались пассажиры, готовые вылететь обратным рейсом. Журналисты приготовились диктовать свои сообщения. Через десять минут дирижабль подлетел к причальной мачте, и экипаж сбросил вниз швартовочные канаты. Сразу после этого в кормовой части дирижабля что-то вспыхнуло, загорелась обшивка, а за этим послышался взрыв. Над воздушным судном начала разрастаться огромный огненный шар. Стали взрываться топливные баки. Огонь перекинулся в помещения. Люди в отчаянии выскакивали из окон и люков гондолы.


Дирижабль подлетел к причальной мачте, и здесь в кормовой части корабля что-то вспыхнуло...


Самый больший в мире дирижабль, охваченный пламенем, упал на землю. Четыре команды разных американских кинокомпаний оказались на месте катастрофы с включенными камерами, и зафиксировали каждое мгновение, как загорелся и взорвался летательный аппарат перед падением. На месте оказался и радиокомментатор Герберт Моррисон из чикагской радиостанции «Дабл-ю-эл-эн-эс». Моррисон вел рассказ о прибытии «Гинденбурга» из Германии, когда случилось немыслимое... За несколько секунд рассказ радиожурналиста перешел с общего описания дирижабля на неконтролируемый поток сознания. Не в состоянии сдержать чувство ужаса и передать то, что происходило перед его глазами, Моррисон начал говорить отрывисто. Однако те, кто услышали его передачу, никогда ее не забыли.

В катастрофе погибли 35 человек (один умер на следующий день от полученных травм). Среди погибших оказался и Эрнст Леманн, капитан «Гинденбурга» в его первом трансатлантическом полете в мае 1936 года. Тогда Леманна встретили в США как героя. А за 20 лет до этого Леманн бомбил с дирижабля Лондон. Президент Рузвельт послал телеграмму с сочувствиями рейхсканцлеру Гитлеру. ...Как ни странно, но 61 человек спасся. Падение и пожар на дирижабле «Гинденбург» поставили крест на всех программах развития этого вида транспорта. Гитлер лично распорядился остановить строительство еще двух воздушных судов.

Так закончилась эпоха пассажирских полетов на дирижаблях. «Граф Цеппелин II» превратили в музей. А в 1940-м по приказу Геринга, рейхсминистра авиации, оба дирижабля, которые еще оставались в Германии, были уничтожены. Дирижабли заменили самолетами.
                                                                                   
                                                                              Руслан Линник
При копировании ссылка на сайт обязательно

1 комментарий:

  1. Все равно такой вид транспорта долго не существовал бы. Появились другие технические решения и это стало атавизмом. Но это история. Так было. Интересно.

    ОтветитьУдалить