ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

четверг, 14 января 2016 г.

Умные животные: кто самый… умный?


Ответы на вопрос «Кто умный?» или «Кто самый умный?» обычно неоднозначны. И главная проблема заключается в том, что понятие «ума» слишком многогранное. Даже среди людей определить самых умных очень проблематично. А как среди животных? 

Так, профессор астрономии, способен за две недели рассчитать траекторию движения астероида весом несколько миллионов тонн, на первый взгляд умнее, чем водитель грузовика Николай. Но оказывается, что Николай в процессе работы должен определять траекторию движения автомобиля весом в 20 тонн на скорости 60 км в час с точностью до миллиметров и предвидеть действия других участников движения с очень высокой степенью вероятности. И все это в реальном времени и без помощи компьютерных технологий. Поэтому корректно ли считать его менее умным? Кстати, создать робота-водителя до сих пор не удается именно из-за того, что он не может эффективно предвидеть действия других участников движения. А вот мозг Николая с этим довольно успешно справляется!

Когда идет речь о животных, то вопрос «ума» вообще переходит в ранг сверхсложных. Если «ум» позвоночных животных еще можно сравнивать с человеческим, то беспозвоночные, вообще используют другую «систему измерений». Так, у социальных муравьев, термитов или пчел, - нельзя учитывать работоспособность мозга лишь отдельной особи, поскольку, собранные вместе в одну семью, эти насекомые образуют «сверхорганизм», который вполне адекватно реагирует на события в окружающей среде, как единая структура.

Впрочем, не будем углубляться в слишком сложные рассуждения. Попробуем поговорить о «разуме» довольно близких к человеку позвоночных животных. Начнем, как и положено с определения. В энциклопедии приведена такая формулировка: «Ум - философское понятие, объединяющее способность мыслить, анализировать и делать выводы. Наивысшая форма творческой интеллектуальной деятельности, заключающаяся в осознанном оперировании понятиями и опирающаяся на раскрытие их природы. В повседневном восприятии «умное существо» - это существо, которое воспринимает информацию, мыслит, учится, управляет желаниями и эмоциями, делает свободный выбор и демонстрирует целесообразное поведение». Там же понятие «ум» рассматривается как синоним слова «интеллект». Интеллект (ум) - совокупность умственных способностей.

С помощью ума человек:

• учится, то есть добывает новые знания и совершенствует умственные способности;
• понимает язык и абстрактные идеи;
• обдумывает желаемый для него результат и составляет план его достижения, а затем непосредственно осуществляет запланированное, делая выводы (как из своей деятельности так и деятельности других), совершенствуя свой практический опыт.

Эти определения, конечно, не совпадают с классическим определением ума, приведенным в философских трактатах Канта или других выдающихся мыслителей, но полностью правильно отображают взгляды большинства населения на этот вопрос.

Попробуем, использовав эти определения, внимательно присмотреться к «братьям нашим меньшим». (Хотя этот термин не отвечает действительности - большинство групп живых организмов старше человека. Род Человек (Homo) существует не более двух миллионов лет, а вид Человек разумный (Homo sapiens) - вообще не более двести тысяч). Начнем с первого определения. Если говорить о способности воспринимать информацию, то она вообще присуща всем живым существам и есть их характерной чертой сравнительно с неживыми системами. Демонстрация целесообразного поведения также вряд ли поможет нам в определении «разумности» того или другого животного, потому что те из них, кто не демонстрирует «целесообразного поведения», просто погибает. Способность учиться также является чертой многих организмов (в частности и инфузории-туфельки из школьного учебника), что позволяет им выживать в постоянно изменяющихся условиях. О желании, эмоциях и способности животных делать свободный выбор много могут рассказать владельцы кошек, собак или лошадей. Не обделены этими чертами и киты, слоны, попугаи, вороны, обезьяны.

Попробуйте, например, обидеть слона, и он вспомнит вам это даже через несколько лет! Что же остается? Способность мыслить, анализировать и делать выводы. Понятно, что человек может это делать эффективно и на высоком уровне. Но действительное отличие человека от животного в этом аспекте количественное, а не качественное. Если взять того же волка, то он во время охоты должен бежать сам отслеживать движение других хищников стаи и маневры добычи, а еще должен учитывать особенности местности для прогнозирования последующих действий всех участников охоты. Без эффективного анализа информации и адекватных выводов, охота просто невозможна.

Рассмотрим теперь второе определение. Об учебе уже шла речь. А вот о том, что животные совершенствуют умственные способности, свидетельствует поведение крыс. Опытные крысы вполне успешно могут обойти мышеловки и идентифицировать ядовитые приманки. Они, кстати, не только их сами не едят, но и не дают это делать молодым особям. Обдумать желаемый результат, составить план достижений и осуществить его, а затем сделать выводы (как из личной деятельности, так и из деятельности других), на основе которых совершенствовать практический опыт, умеют все хищные млекопитающие, птицы и рептилии. Ярким примером «коллективных» охотников являются львы, гиены, волки и дельфины. Так, дельфины способны организовывать охоту на косяк рыбы совместно с рыбоядными птицами. И такая межвидовая кооперация работает ничуть не хуже тандема человек - собака во время охоты.

Последний пункт определения, который нам осталось рассмотреть, - это понимание языка и абстрактных идей. Здесь, кажется, все очень просто. Человек может разговаривать и формировать абстрактные понятия, а животные - нет. Но чем больше ученые изучают животных, тем меньшим становится это разграничение. Если вернуться к началу статьи и вспомнить беспозвоночных животных, то одним из наиболее совершенных животных языков владеют пчелы.

Объем информации, которую сообщает пчела-разведчица с помощью «пчелиного танца», равноценен тому, что сообщает своим подругам девушка, рассказывая, как купить модную помаду: «Я нашла новый магазин, в котором продается прекрасная помада. Помады много, покупателей мало. Чтобы найти магазин, нужно двигаться на запад 1,5 км. Запомните ее цвет и запах, - вот образец этой помады».

Среди позвоночных животных наиболее развитый язык имеют собаки, попугаи, дельфины, вороны, и, конечно, человекообразные обезьяны. Точнее говоря, они хорошо понимают наш язык. Сравнительную характеристику языков животных проводить все же довольно трудно из-за недостаточного количества информации. Попугаи имеют свою сложную систему звуковой коммуникации. У них даже обнаружили асимметрию полушарий главного мозга, которую у человека считают одним из главнейших признаков развития речи (она же отвечает и за нашу «праворукость» и «леворукость»). Попав к человеку, попугай в течение определенного времени пытается общаться с ним с помощью своих сигналов. Но, убедившись, что хозяин их воспроизвести не может, пробует овладеть человеческим языком сам. Это, понятно, достаточно сложно. А вот общение с собаками попугаю дается легко. Для этого они используют не только собачьи сигналы, которыми быстро овладевают, а и человеческие команды.

Самой большой проблемой в общении с человекообразной обезьяной стало то, что их гортань из-за особенности строения не способна воспроизводить звуки человеческой речи. Когда же горилл и шимпанзе попробовали научить языку жестов, которым пользуются глухонемые, оказалось, что такие их «языковые» способности довольно существенные. Выяснилось, что они могут не только овладеть большим количеством понятий (в том числе и абстрактных) и правил их комбинирования, но и создавать новые.

Таким образом, граница между «разумностью» человека и «разумностью» животных с проведением более детальных исследований становится все тоньше. Наш ум перестает быть чем-то уникальным, возникшим внезапно. Пока еще мы можем достаточно уверенно говорить лишь о том, что «ум» человека, в отличие от «ума» животных, способен овладевать понятием метафизических идей, например идей Бога. Но, возможно, именно «пока еще»?..

Подготовила Валентина Волочай
При копировании ссылка на сайт обязательна

2 комментария:

  1. Собака тянет где-то на ребенка 2 летнего. С другими животными сложнее, у них инстинкты берут вверх. к примеру кот сам по себе и что у него на уме понять сложнее.

    ОтветитьУдалить