ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

пятница, 4 сентября 2015 г.

Смерть на дороге – такое иногда случается

После развала Союза, у нас появились основания ждать появления в нашей жизни того, что мы уже видели в американских фильмах. И, что особенно парадоксально, о нашем будущем можно было узнать даже из тех американских фильмов, в которых шла речь о прошлом.

Даже сейчас американская культурная продукция 60–70 годов прошлого века во многом и дальше остается  информативной относительно нашего настоящего. Например, творчество Энди Уорхола. Мик Джаггер, его друг, когда-то сказал: «Если желаешь узнать, что было самым популярным в какой-либо период, посмотри, что тогда рисовал Уорхол». Дело в том, что самое популярное в то время, когда рисовал Уорхол, в нашем пространстве становилось популярным значительно позже. «Кока-кола» и доллары стали частью наших реалий уже давно. Но есть у художника еще одна известная серия работ – «Автокатастрофы» (часть проекта «Смерти и катастрофы»). И, похоже, она сегодня становится для нас актуальной. Для Уорхола автокатастрофа – один из ключевых образов современной ему американской культуры. И, очевидно, не только

для него. К образу автокатастрофы в 1960-х обращались такие художники, как Эдуардо Паолоцци, Джим Дайн, Арман. Писатель Джеймс Баллард опубликовал 1973 года роман под названием «Автокатастрофа». А в поп- и рок музыке в 1950–1960 годах было даже такое явление как, car crash song (песня об автокатастрофе), – распространенная разновидность жанра «подростковой трагической песни». Как отмечено в «Википедии», популярность этой темы была связана с тем, что в то время автомобильные аварии казались новой угрозой, которая волнует и тревожит.

Особенно волнующим был, возможно, тот факт, что эту «новую угрозу» огромное количество людей добровольно делали неотъемлемой частью своей повседневной жизни. «То время» – 1950–1960-ые года – период массовой автомобилизации, когда личные автомобили становятся главным средством передвижения все большего количества американцев. Среди молодежи в моду входят свидания в машинах и автомобильные гонки. Скорость и риск считают необходимыми атрибутами «красивой жизни». «Живи быстро, умри молодым!» – императив, воплощением которого стала биография культового актера, иконы своего поколения, Джеймса Дина, который разбился в 24 года. Причиной аварии было, конечно, превышение скорости.

Статистика свидетельствует, что аварийность на дорогах была в 1960-х наивысшая. Однако показательным является тот факт, что только в 1960 году начали вести статистические подсчеты аварий. Статистика (как и искусство) отреагировала на новую проблему – в обществе появилась новая причина частых внезапных смертей. С этой проблемой, очевидно, начали бороться. Действительно, совершенствование автомобилей, внедрение ремней безопасности, усиление контроля над скоростью и трезвостью водителей дали определенные позитивные последствия. Но все-таки автокатастрофы и сейчас причина преждевременной смертности №1 в мире. Управление автомобилем неразрывно связано с риском – в 1896 году в США было зарегистрировано лишь четыре автомобиля, два из них столкнулись.


Французский философ Жан Бодрийяр считает автокатастрофу фундаментальной метафорой современности. В какой-то степени это его утверждение является логическим продолжением распространенного мнения о том, что массовая доступность автомобилей, – одно из весомых достижений ХХ столетия. Сегодня в США зарегистрированных автомобилей – свыше 130 млн. И, как отмечает один американский блогер, «мы, кажется, уже воспринимаем фатальные случаи на дорогах как что-то неминуемое, что-то из категории «такое иногда случается».


©При копировании ссылка на сайт обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий