После развала Союза, у нас появились основания ждать
появления в нашей жизни того, что мы уже видели в американских фильмах. И, что
особенно парадоксально, о нашем будущем можно было узнать даже из тех
американских фильмов, в которых шла речь о прошлом.
Даже сейчас американская
культурная продукция 60–70 годов прошлого века во многом и дальше остается информативной относительно нашего настоящего.
Например, творчество Энди Уорхола. Мик Джаггер, его друг, когда-то сказал:
«Если желаешь узнать, что было самым популярным в какой-либо период, посмотри,
что тогда рисовал Уорхол». Дело в том, что самое популярное в то время, когда
рисовал Уорхол, в нашем пространстве становилось популярным значительно позже. «Кока-кола»
и доллары стали частью наших реалий уже давно. Но есть у художника еще одна
известная серия работ – «Автокатастрофы» (часть проекта «Смерти и катастрофы»).
И, похоже, она сегодня становится для нас актуальной. Для Уорхола
автокатастрофа – один из ключевых образов современной ему американской культуры.
И, очевидно, не только
для него. К образу автокатастрофы в 1960-х обращались такие
художники, как Эдуардо Паолоцци, Джим Дайн, Арман. Писатель Джеймс Баллард
опубликовал 1973 года роман под названием «Автокатастрофа». А в поп- и рок
музыке в 1950–1960 годах было даже такое явление как, car crash song (песня об
автокатастрофе), – распространенная разновидность жанра «подростковой
трагической песни». Как отмечено в «Википедии», популярность этой темы была
связана с тем, что в то время автомобильные аварии казались новой угрозой,
которая волнует и тревожит.
Особенно волнующим был, возможно, тот факт, что эту «новую
угрозу» огромное количество людей добровольно делали неотъемлемой частью своей
повседневной жизни. «То время» – 1950–1960-ые года – период массовой
автомобилизации, когда личные автомобили становятся главным средством
передвижения все большего количества американцев. Среди молодежи в моду входят
свидания в машинах и автомобильные гонки. Скорость и риск считают необходимыми
атрибутами «красивой жизни». «Живи быстро, умри молодым!» – императив,
воплощением которого стала биография культового актера, иконы своего поколения,
Джеймса Дина, который разбился в 24 года. Причиной аварии было, конечно,
превышение скорости.
Статистика свидетельствует, что аварийность на дорогах была
в 1960-х наивысшая. Однако показательным является тот факт, что только в 1960
году начали вести статистические подсчеты аварий. Статистика (как и искусство)
отреагировала на новую проблему – в обществе появилась новая причина частых
внезапных смертей. С этой проблемой, очевидно, начали бороться. Действительно,
совершенствование автомобилей, внедрение ремней безопасности, усиление контроля
над скоростью и трезвостью водителей дали определенные позитивные последствия.
Но все-таки автокатастрофы и сейчас причина преждевременной смертности №1 в
мире. Управление автомобилем неразрывно связано с риском – в 1896 году в США
было зарегистрировано лишь четыре автомобиля, два из них столкнулись.
Французский философ Жан Бодрийяр считает автокатастрофу
фундаментальной метафорой современности. В какой-то степени это его утверждение
является логическим продолжением распространенного мнения о том, что массовая
доступность автомобилей, – одно из весомых достижений ХХ столетия. Сегодня в
США зарегистрированных автомобилей – свыше 130 млн. И, как отмечает один
американский блогер, «мы, кажется, уже воспринимаем фатальные случаи на дорогах
как что-то неминуемое, что-то из категории «такое иногда случается».
©При копировании ссылка на сайт обязательна
Комментариев нет:
Отправить комментарий