ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

среда, 30 мая 2012 г.

Кто виноват: наследственность или воспитание?

Недостатки в воспитании родители нередко пытаются оправдать наследственностью. Иногда такие настроения возникают у некоторых приемных семьях. Мол, ребенок непослушный, потому что «играют» гены - преступника, алкоголика, низшей социальной прослойки (нужное подчеркнуть).
Но, оказывается, не все так однозначно. И кто больше «виноват» - гены или среда - еще можно по¬спорить.

Элиза и Маугли

Вспомните, как с «врожденными за¬датками» Элизы Дулитл боролся профессор Хиггинс в пьесе Бер¬нарда Шоу. Попав в среду аристократов, обычная цветочница через небольшой промежуток времени уже почти не отличалась от тех, кого считали высшим светом. Были ли у девушки задатки, или может так повлияло окружение - вопрос дискуссионный. Конечно, это художественный вымысел, но и жизнь подбрасывает не менее интересные сюжеты.
Все хорошо знают и Маугли, который был сыном нормальных родителей, но, оказавшись в с¬реде зверей, четко усвоил законы джунглей. Причем здесь основой для сказки стали реаль¬ные истории.
Но реальность такова, что де¬тям, которые были лишены общения с людьми в течение длительного времени, нелегко адап¬тироваться в обычной жизни.

Яблоко от яблони?..

«Моему сыну десять лет. С его отцом мы уже восемь лет не живем вместе. Но я вижу, что у сына проявляются черты характера из-за которых я и развелась с мужем. Ко¬роче говоря - весь в отца!»,- жалуется одна из ма¬терей на форуме. Ребенок окружен любовью, ему достаточно внимания, а какие-то отрицательные черты все равно проступают. А, возможно, и до сих пор чувствуя обиду на бывшего мужа, мать просто выискивает все его пороки в сыне.
Ребенок не является стопроцентной копией родителей. То есть развиваться может не только то, чем наградили родители и матушка-природа. Влияние среды и наследственность - это два важнейших фактора, определяющих развитие ребенка. И достаточно сложно сказать, какой из них является более весомым. Личность как система этических ценностей - это продукт чисто соци¬альный. Наверное, поэтому воспитанию подрастающего поколения всегда уделяется так много внимания.

Словно новые гены впаяли

И генетика, и общество, в котором развивается ребенок, и воспитание, которое он получает - все влияет на то, каким человек вырастет. Дети не наследуют «готовые» способности к определенному виду деятельности, а только задатки - потенциальные возможности для развития способностей. А уже задат¬ки реализуют¬ся в зависимости от обстоятельств.
А как относительно унаследования наклонностей к определенному виду деятельнос¬ти - музыкальной, худож¬ественной, математической, спортивной? Установлено, что дети, которые имеют определенные задатки, достигают высших результатов и продвигаются быстрыми темпами в выбранной отрасли. При этом, если человеку обеспечить необходимые условия, то умение может проявиться в раннем возрасте.

Задатки задатка¬ми, а как поясни¬ть, что в благопо¬лучной, на первый взгляд, семье вырастают непослушные дети, а иногда, не дай бог, преступники? Объяснение всего в мире наследственностью не устраивает специалистов по двум при¬чинам. Во-первых, слишком много примеров, как меняются люди со всеми своими генами в зависимости от окружения. Попадает человек в другие обстоятельства - и словно подменили его: все гены вытрясли, а новые впая¬ли. Во-вторых, если все от генов, от наследственности, то это озна¬чает, что нам незачем заниматься собой, с нашими детьми - мы бессильны и безвольны. Но любое объяснение, оправдывающее нашу бездеятельность или глупость, порочно.

Tabula rasa?

Относительно моральных качеств, то у психологов и педагогов единогласия нет. В советской педагогике долго бытовало утверждение, что все психические качества не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия с окружающей средой. Считалось, что ребенок рождается ни злым, ни добрым. То есть в генах человека не заложена информация о соци¬альном поведении, а душа но¬ворожденного - tabula rasa. Расшифровывая генетические программы, ученые не нашли гены добра и зла, агрессии или покорности...
В то же время в зарубежной пе¬дагогике (Мария Монтессори, Эрих Фромм) есть утверждение, что моральные качества человека биоло¬гически предопределены. То есть в человеке от природы закладывается агрессивность и жестокость или доброта. Некоторые ученые настаивают, что человек как биоло¬гический вид испытал незначительных изменений за историю своего существования и что это является доказательством неизменности человеческой природы. То есть над вопросом наследования моральных качеств педагогам еще биться и биться.
Особенности психики, темпе¬рамента мы не изменим. А вот поведение исправить воспитанием возможно. Вспомним хотя бы военные школы. Воспитание самураев было массовым и од¬инаковым для всех. А воины отличались скоростью реакции, владением своим телом, оружием, искусством каллиграфии. Но их объединяло одно: все были самураями, потому что так воспитаны.

Вундеркинды

А если говорить об одаренных детях, здесь также не¬просто найти границу между врожденным и приобретенным. Такое качество юных гениев, как хорошая память еще можно назва¬ть врожденным. А если взя¬ть умение контролировать себя или, скажем, усидчивость, то здесь сложно дать однозначный ответ.
Немало выдающихся людей утверждали, что достигли успеха в определенной сфере благодаря труду, а таланта, мол, здесь всего несколько процентов. Отдавая должное трудолюбию, нельзя не отметить, что обязанным нужно быть среде - родителям или учителям, или тем и другим. И конечно, врожденным задаткам. Но не забывайте, что даже генетич¬ески склонному к быстрому развитию ребенку нужна помощь.

Любые способности нужно разбудить, развить в процессе обучения и воспитания. То есть ребенок с рождения нуждается в помощи другого человека, и конечно в первую очередь родителей или тех, кто их может заменить. А то, что дети похожи на родителей, лишь свидетельствует, что они всего-навсего люди и могут подражать негативному поведению тех, кто рядом, кто наталкивает их на плохое.

Они одинаковы?

Один из самых популярных методов изучения влияния генетического фактора на личность - сравнение отличий между близнецами. Сходство в эмоциональности отмечают у них в течение всей жизни. Относительно активности и социабельности, то сходство между близнецами уменьшается к достижению зрелого возраста.

Елена Тертычная
При перепечатке ссылка на сайт обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий