ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

вторник, 14 февраля 2012 г.

Осторожно, телемания!

Час, два, три, а он (она) - все у телевизора. Клип, сериал, реалити-шоу - как здесь оторваться! Кричи, не кричи, но, как только ты за порог - твой ребенок опять в вымышленном телевизионном мире, который далеко не всегда положительно влияет на него. Взрослые по-разному реагируют на проблему «телемании». Кто-то возмущается и старается бороться, кто-то ведет длинные разъяснительные беседы, кто-то давно махнул на эту проблему рукой. Но, ни те, ни другие, ни третьи не представляют степени опасности и объема возможных трагических последствий, казалось бы, безопасного времяпровождения.

Все начинается мило и трогательно - в детстве. Мы сажаем свою «кроху» к экрану, руководствуясь лучшими побуждениями: мультик, детская развлекательная программа, красивый, хороший фильм. Мы даже не подозреваем, что даем ребенку своеобразный «информационно-развлекательный наркотик». И последствия привыкания могут быть не менее опасными, чем «подсаживание» на иглу. Но у нас есть «оправдание», ведь у телевиденья - масса позитивных сторон! Это и элемент культуры нашего времени, неотъемлемая часть духовной жизни, способ получения информации, расширения кругозора. Но есть и другая сторона, о которой мы стараемся не задумываться: телевидение порабощает человека, навязывает стереотипы восприятия мышления и поведения. Сама массовость делает телевидение ограниченным, стандартизированным, рассчитанным не на личность, а на толпу. Массовая коммуникация существенно снижает потребность в личном общении. И, наконец, многие передачи открывают перед детьми те страницы жизни, от которых родители и педагоги хотели бы их уберечь (насилие, секс, вредные привычки).

Что же дальше? Ребенок растет, превращается в подростка. Он посвящает телевизору большую часть своего свободного времени. Социологические исследования показывают, что по критерию длительности просмотра передач подростков можно разделить на 4 группы: телеманы - их 22 %, и смотрят телевизор они больше 6 часов в сутки; активные зрители - 30 %, проводят у телеэкрана 4-6 часов; умеренные телезрители - 34 %, смотрят телевизор 2–4 часа; и, наконец, пассивные - их всего лишь 14 %, у телеэкрана они проводят меньше 2х часов на день. Интересно, что среди телеманов мальчиков больше, чем девочек (56 и 44 % соответственно).

Что же смотрят наши дети? Опираясь на то же социологическое исследование: на первом месте - художественные фильмы. Дальше: музыкальные программы, развлекательные передачи, сериалы. Познавательные и информационные программы заняли последние строки рейтинговой, их смотрят всего лишь 18% подростков, а концерты классической музыки - только 5%. Тревожно? Не то слово. Но есть у телемании намного более страшные последствия: это экранное насилие и его влияние на реальную жизнь. Проблема в мире существует уже более 70 лет, изучать ее в США начали в конце 20-х гг. ХХ в. У нас подобные исследования только начинаются, поэтому предлагается обратиться к некоторым выводам заграничных ученых: «Рост преступлений во многом объясняется подражанием героям экрана» (США, конец 20-х, вывод директора Национального центра изучения кино, В. Шорта). «Просмотр фильмов, проповедующих насилие, увеличивает возможность агрессивного поведения» (США, в 1969 г., выводы Национальной комиссии по изучению причин и предотвращения насилия).

«Насилие на экране приводит к насилию реальному, особенно среди подростков» (США, в 1980 г., выводы Научно-консультативного комитета по изучению телевидения и социальному поведению). Американские психологи Л. Айрон и Р. Хьюсман установили, что просмотр боевиков в 8 лет обусловливает агрессивное поведение в 19, а 30-летние мужчины, которые в детстве смотрели много «крутых» передач, совершали серьезные преступления. Главным медицинским управлением США сделан вывод, что телевидение является причиной социального насилия и даже больше, чем синтетические заменители сахара становятся причиной раковых опухолей. Таким образом, доказано, что телевидение подталкивает зрителей на подражание увиденному. Очень часто эта модель далека от реальной жизни. Например, полицейские в фильмах стреляют практически в каждом эпизоде, в действительности же полицейские стреляют из своего оружия в среднем один раз за 27 лет. Но телезритель не знает, как ведет себя герой в реальной жизни, он видит его в кино и эту перекрученную кинореальность принимает как руководство к действию.

Сегодня трудно сказать, чем будет определяться поведение отечественных телеманов через 10–20 лет. Но опыт заграничных психологов и первых наблюдений наших ученых вынуждают бить тревогу. Дети, с их несформировавшимися вкусами, взглядами, мыслями, бесспорно, составляют группу риска. Если вместо учителя или родителей кумиром для них стал телевизор, то именно «из телевизора» они возьмут представление о ценностях и образцах для наследования. А кто они, герои сегодняшних шоу и сериалов? Киллеры, проститутки, бандиты, авантюристы. «Ах, какая жизнь!» - думает подросток. Невероятные приключения, дорогая одежда, роскошные рестораны, где проводят время любимые герои, становятся олицетворением правильной жизни. Видели ли вы среди героев современных сериалов тех, кто увлекается классической музыкой и литературой, проповедует умеренность и скромность и отдает предпочтение театру, а не ночному клубу? Не видели? И не увидите! Ведь ТВ - предприятие коммерческое. Вот так круг и замкнулся: спрос порождает предложение, предложение формирует спрос. А заложниками оказываются наши дети!

Сегодня ситуация осложняется общим состоянием «переоценки ценностей», кризисом нормативной системы общества. Утраченные родителями идеалы, устаревшие нормы поведения не удовлетворяют потребность молодежи в адекватном отображении действительности, в формировании мировоззрения, которое ориентировало бы молодого человека в обществе, подсказывало бы стратегии построения своей жизни. И здесь на помощь приходят «подручные средства», среди которых СМИ и, в первую очередь, телевидение играют не последнюю роль. Получая 80 % информации «через телевизор», подростки не хотят учиться работать с информацией, поступающей другим способом, - из книг, газет, журналов. Чтение становится тяжелой, нежелательной работой. Из-за страха получить плохую оценку они читают произведения, предложенные школьной программой, читают, не анализируя, не задумываясь, а главное, не получая удовольствия. А вкусы тех, кто читает что-нибудь еще, кроме программной литературы, не могут не тревожить. И мальчикам, и девочкам, нравятся детективы. Но если девочки интересуются психологическими детективными произведениями, то мальчиков привлекают детективы с ярко выраженной криминальной тематикой. Подобный круг увлечений 14–17летних юношей вряд ли можно назвать нормальным. Но интерес к произведениям подобной тематики возникает в результате просмотра сериалов и криминальных программ.

Не слишком много негатива? Неужели телевидение наносит только вред? Понятно, нет. И ребенка ни в коем случае нельзя лишать познавательных, научно-популярных, интеллектуальных, спортивных передач, то есть огромного объема позитивной информации. А это значит, что мы должны формировать у наших детей зрительскую культуру. И если нам это удастся, сегодняшние школьники имеют шанс впоследствии воспитать в себе навыки такого общения с телевидением, которое давало бы пользу, а не вредило и не мешало бы другим формам проведения досуга и получения информации.

Что для этого нужно? В действительности не так уже и много. Главное - постоянный контроль. Американцы, например, собираются оснастить все телевизоры в США особенными микрочипами для определения сцен насилия, после чего телевизоры будут или выключаться, или переключаться на другой канал. Но эти американские методы решения проблемы не подходят нам, а вероятнее, подходят частично. Ведь они разрешают проблему механически, ничего не изменяя в сознании подростка, в его стремлениях и ценностных ориентациях. Что же можно противопоставить негативу? В первую очередь, любовь, уважение и позитивный пример, в семье. Если вы сами смотрите боевики или сериал, не требуйте от ребенка отказываться от этого сомнительного удовольствия. Начинайте с себя, и будете иметь соответствующие результаты. Постарайтесь подобрать ребенку для чтения такую литературу, которая может его заинтересовать. Не ограничивайтесь рамками школьной программы, к классике ваш ребенок еще придет, но это длинный и непростой путь. Если вам удастся подобрать книги, которые заинтересуют подростка, он автоматически будет проводить меньше времени у телевизора. Ведь дети стремятся делать то, что им интересно, и, если это будет чтение книги, - празднуйте первую победу. Стоит задуматься об уровне и качестве праздников и разных культурно-массовых мероприятий. Может, они давно устарели и абсолютно не интересны детям? Попробуйте придумать что-то такое, что «завело» бы подростков.

Организуйте побольше походов, экскурсий, во время которых дети окажутся в ситуации здорового общения, которого им так не хватает! И еще: попробуйте превратить «врага» («голубой экран») - в «друга». Ведь в умеренных дозах и при грамотном отборе передач воспитание с помощью телевидения способно творить чудеса. И еще один совет: не запрещайте ребенку смотреть его любимые передачи, ведь «запретный плод» особенно сладок. Посмотрите их вместе с ним, вместе обсудите и сделайте выводы.

Елена Тертычная
При перепечатке ссылка на сайт обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий