ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

суббота, 17 декабря 2011 г.

Снег скрипит и под колесами

Велоэнтузиастов, которые по тем или иным причин не слезают с велосипедного седла зимой, больше всего донимают не так мороз, пронзительный ветер или опасная гололедица, как удивленные взгляды и смех прохожих. Потому что катание на велосипеде до сих пор считается занятием исключительно для теплых сезонов. А зря - оно не перестает быть приятным развлечением и серьезным спортом ни при минусовой температуре, ни в сильный снегопад. И многие веломаны не предают своих железных коней зимой. Беда только в том, что их за это называют веломаньяками...

А велосипед тот же

За доказательствами круглогодичной актуальности велосипеда не нужно далеко ходить. Каждую зиму горнолыжные курорты одновременно с лыжниками и сноубордистами принимают и велоэкстремалов. В городских парках, на площадях и улицах можно встретить группы велосипедистов, а также более спокойных - одиночных, для которых велосипед является альтернативой общественному транспорту. А трассы междугородного соединения зимой становятся местом проведения соревнований.

В среде велоэкстремалов изредка можно услышать слово «сноу-байк» (от англ. snow - снег и bike - велосипед). Но этот заморский неологизм не помечает какую-то особенную модель велосипеда, предназначенную для езды по снегу или льду. Велосипед зимой остается тем самым велосипедом. Есть незначительные изменения в технике езды и оснастке. Чтобы обычный велосипед сделать пригодным для катания в зимнюю пору, достаточно на колеса «надеть» покрышки, имеющие глубокий протектор, смазать механическую часть морозостойкой смазкой и прикрепить брызговики.

Чтобы не сойти с дистанции

Ключевой элемент успешного катания по скользким зимним поверхностям - хорошее сцепление, контакт шин с дорогой. В гололедицу и для езды по утрамбованному замерзшему снегу обычные покрышки нужно заменить зимними. Их можно приобрести в веломагазинах. Некоторые усложняют себе процесс подготовки велосипеда к зиме, зато экономят деньги, поскольку специальные зимние, оборудованные стальными шипами покрышки известных брендов (Nokian, Continental, Kenda) стоят немало ($75–200 за комплект).

Для этого берут старые ненужные покрышки и изнутри вкручивают короткие шурупы-саморезы так, чтобы кончики торчали из резиновых шипов протектора - для катания по льду лучшего не придумать. Закручивают саморезы во все средние шипы (по центру протектора), кончики выглядывают из резины где-то на три миллиметра. Можно пробовать разные комбинации, например, закручивать в боковые шипы. Шурупы с широкими головками лучше держатся в резине. Потом из старой камеры вырезают ободную ленту и размещают ее между покрышкой и камерой, чтобы шурупы ее не повредили.

Хотя этот «подвальный» способ адаптации велосипеда к скользким поверхностям достаточно простой и доступный, езду по голому асфальту он делает неприятной и тяжелой - покрышки громко стучат, крутить педали придется с усилием из-за большой силы трения. Это касается и большинства «фабричных» покрышек известных производителей. Понятно, при частой езде по асфальту самодельные шипы быстро стираются. Лучшая износостойкость у карбоновых шипов на дорогих «фирменных» покрышках (модели Hakka Wxc300 и Nokian Extreme 296).

Компромиссный вариант в таком случае - так называемая «злая резина». На сленге велоэкстремалов так называется предназначенный для езды по болоту протектор с высокими резиновыми шипами, размещенными на большом расстоянии друг от друга.

Береги велосипед смолоду

Зима для велосипеда (так же, как и для велосипедиста) - испытание нелегкое. Начнем хотя бы с того, что масло на ведущей части в сильный мороз гудит, осложняя движение механики. Густое масло в амортизаторах низшего класса (модели SR Suntour, Zoom) приводит к замедлению их работы. Для устранения проблемы нужно использовать специальное масло пониженной вязкости. А вот дорогие вилки высшего класса (например, от известных производителей Manitou, Marzocchi, SRAM) более надежны в этом отношении и в условиях экстремальных морозов не подводят.

Внесем ясность относительно типов амортизаторов. Традиционные пружинно-масляные при низких температурах ведут себя лучше, чем амортизаторы новейшей технологии - эластомерные, которые на морозе становятся жестче. Вилки с воздушно-масляными амортизаторами наоборот размягчаются из-за сжатия воздуха внутри системы.

Снег, налипающий на металлические детали велосипеда, с дальнейшим пребыванием на морозе может замерзать. От этого страдают в первую очередь открытые узлы - передние и задние звездочки, цепь, троса тормозов, что делает ход велосипеда тугим. Впрочем, это зависит от погоды и от того, едете вы по «свежему» рыхлому или мокрому сбитому снегу.

Колодки дисковых тормозов от влаги стираются быстрее, чем в сухую погоду. Песок и грязь, которые с водой попадают на рабочую поверхность, «съедают» колодки и со временем ослабляют тормоза. Обычные зимой малоэффективны, поскольку между колодками и постоянно мокрыми ободами сильно снижается сила трения.

Холод не тетка

Ну, а как в мороз себя чувствует сам велосипедист? Конечно, мерзнет. И чем быстрее едет, тем сильнее мерзнет. Но это не значит, что перед выездом нужно натягивать на себя два грубых свитера и пуховую куртку. Верхняя одежда должна быть достаточно свободный, чтобы не сковывала движение. Во-вторых, во время езды тело выделяет большое количество тепла, которое должно выводиться наружу. Иначе человек будет чувствовать себя как «мокрая курица». Термобелье в комбинации с плотным не продуваемым свитером или ветровкой из мембранной ткани - лучший вариант для морозов до –10°С. Если надевать и ветровку, и свитер, то второй может быть из флиса или шерстяной. Хлопок же имеет свойство накапливать влагу, от чего можно не на шутку замерзнуть...

Защита кожи лица от мороза лучше всего обеспечивает защитная маска - балаклава. На нее легко надеть очки (зимой они просто необходимы, поскольку защищают глаза от ветра со снегом и «снежной слепоты») и шлем. Неплохой вариант - лыжная шапочка, которая накрывает уши. Некоторые пользуется банданой, закрывая ею лицо от подбородка до глаз. Относительно шлема, то на зиму лучше приобрести так называемый «фул-фейс» (с английского переводится как «целое лицо»), в котором голове будет безопаснее и теплее. Сложнее оградить от обморожения пальцы рук, поскольку рукавицы должны быть не слишком грубые, иначе неудобно будет управлять.

Как видите, чтобы кататься на велосипеде в зимнюю пору, не нужно быть велосипедным гуру, получившим закалку в условиях Арктики, кроме элементарного снаряжения, вам понадобится только ваше желание. А удовольствие обязательно получите, ведь экстремальные стили катания зимой гарантируют вдвое больше адреналина. Только не забудьте дома голову и шлем.

Виктор Бурназов

Комментариев нет:

Отправить комментарий