ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

среда, 4 мая 2011 г.

Саблин против Брежнева. Последний балтийский мятеж


Санкт-Петербург с самого своего основания был, по-видимому, самой мятежной столицей Европы. За неполных 200 лет здесь убили трех императоров, двух царевичей, а две императрицы были посажены на трон гвардейскими штыками. Последний мятеж произошел не так и давно - уже в советское время.

Бунт на БПК (большом противолодочном корабле) Балтийского флота «Сторожевой» начался в ночь с 8 на 9 ноября 1975 года. Возглавил восстание капитан 3-го ранга Валерий Саблин, который служил на корабле замполитом.

«Сторожевой» вместе с другими боевыми кораблями Краснознаменного Балтийского флота принимал участие в военно-морском параде 7 ноября 1975 года в Риге, после чего должен был проследовать на ремонт в Лиепаю. Вечером 8 ноября замполит организовал просмотр кинофильма «Броненосец «Потемкин». Командира «Сторожевого» капитана 2-го ранга Потульного Саблин закрыл на посту гидроакустиков. По команде замполита был объявлен сигнал «большой сбор». Матросы и старшины выстроились на нижней палубе на корме корабля.

Саблин сообщил им, что принял командование кораблем и намеревается вести его в Ленинград, чтобы оттуда обратиться ко всей стране с воззванием. Он говорил о коррупции в верхах, о том, что нужно выступить по телевидению, рассказать народу правду и добиться изменений. Матросы поддержали Саблина. Однако в кают-компании его пламенное обращение было встречено сдержанно. Только несколько офицеров и мичманов одобрили действия мятежного замполита. Другие молчали – их провели в нижнее помещение корабля.

Саблин рассчитывал, что выступление «Сторожевого» поддержат ленинградцы, а затем и вся страна. Однако о бунте командованию флота и руководству страны стало известно намного раньше от офицера-механика Фирсова – он был внештатным секретарем комитета ВЛКСМ.

Снявшись с якоря, БПК вышел из парадного строя кораблей, развернулся и двинулся в Рижский залив. С корабля в эфир полетели радиограммы в адрес центральных партийных и советских органов. Корабль сообщал, что идет в Неву к стоянке «Авроры» и требует дать одному из членов команды выступить по Центральному телевидению и радио.

Наперерез «Сторожевому» была направлена целая эскадра. Высшее военно-политическое руководство страны отдало приказ любым способом остановить взбунтовавшийся корабль. При необходимости – потопить. В Ирбенском заливе сторожевые корабли открыли огонь по надстройкам – БПК не отвечал, продолжая идти своим курсом. Утром 9 ноября оружие по «Сторожевому» применила авиация. По боевой тревоге в Прибалтийском военном округе было поднято два авиаполка. Один из лучших летчиков авиаполка на Су-24 прицельно положил бомбу под корму БПК, повредив обшивку, винт и руль. Корабль начал описывать круги. В то время освобожденный матросом командир корабля поднялся на капитанский мостик и выстрелил в Саблина из пистолета. Арестовав раненого в ногу замполита, Потульный вступил в командование и приказал застопорить ход. На корабль высадился морской десант.

Матросов «Сторожевого» доставили в Ригу и разместили в береговых казармах. Сотрудники КГБ немедленно приступили к допросам. Вместе с Саблиным был привлечен к суду матрос Шеин, который получил 8 лет тюрьмы. Других впоследствии выпустили на волю, некоторых демобилизовали, взяв подписку о неразглашении обстоятельств бунта.

Саблина поместили в Лефортовскую тюрьму, где и началось следствие и выяснение всех обстоятельств ЧП. Всю вину он сразу же взял на себя, не назвав никого как сообщников. С первых допросов ему были предъявлены обвинения в измене Родины и попытке увести боевой корабль за границу, что он категорически отбросил.

13 июля 1976 года состоялось заключительное закрытое заседание Военной коллегии Верховного Суда СССР. Она приговорила капитана 3-го ранга В. Саблина к расстрелу, признав его виновным по пункту «а» статьи 64 КК РСФСР (измена Родины). Офицера лишили военного звания, орденов и медалей. Приговор был окончательным и обжалованию не подлежал. Просьбу о помиловании Президиум Верховного Совета СССР отклонил. Уже 3 августа 1976 года Саблина расстреляли.

Чем больше проходит времени, тем тяжелее понять мотивы этого смертельно опасного поступка. Когда наблюдаешь за современными политиками, возникает впечатление, что они преследуют какие-то свои меркантильные интересы. Впрочем, так оно и есть. Стремление обогатиться, неугомонное честолюбие, желание власти...

Ничего такого у Саблина не было. И сумасшедшим он не был. Офицер имел высокое понятие своего гражданского долга. В его биографии был момент, который проливает свет на эту загадку. Совсем молодым офицером В. Саблин написал письмо лично Хрущеву, в котором выразил свою озабоченность состоянием дел в КПСС.

Он имел хорошую репутацию у высшего флотского командования, уважаем как средним офицерским составом, так и рядовыми матросами. Но углубленное изучение в академии трудов классиков марксизма-ленинизма наводило его на мысль, что партия ведет народ не тем путем. Морской офицер разработал детальную программу перестройки общества. Он выступал за многопартийность, свободу слова и дискуссий, изменение порядка выборов, в партии и стране. Объявить свою программу, указав попутно на ужасные ошибки советского руководства, офицер решил с «трибуны» БПК «Сторожевой», на который попал служить после академии.

«История меня оправдает!» – сказал Фидель Кастро на суде после штурма казарм Монкадо. Оправдала ли история Валерия Саблина? По-видимому, да, если когда-то советский народ отказался от брежневского курса. Режиссер Сергей Холодный снял документальный фильм «Балтийский мятеж. Саблин против Брежнева», где главный герой вид имеет вполне позитивный.

Игорь Полоз

Комментариев нет:

Отправить комментарий