ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

среда, 3 февраля 2010 г.

Монголия: потомки Чингисхана

До сих пор стоят такие, как у Батыя, Тамерлана и Чингисхана юрты. Иногда между бетонных многоэтажек. Как и раньше монголы пьют соленый чай с верблюжьим молоком, готовят пищу на костре из помета все того же верблюда. И никогда никуда не спешат.

Если прибавить старинную, богатую аутентичными традициями культуру, первозданную дикую природу, необъятное для туристического исследования пространство, а также относительно хорошее знание, монголами русского языка, становится понятным: Монголия лучшая страна для первого знакомства с таинственным Востоком.



Поезд дает возможность поездку удешевить, но не ускорить. Поэтому словно настоящие монголы, мы никуда не спешили. Сначала добирались поездом до Москвы, оттуда – в Улан-Батор и в течение недели наслаждались из окна вагона пейзажами Сибири, Байкала, и к тому же подучили монгольский. Нам удалось еще и попрактиковаться.

Туристический бизнес в стране развит плохо, поэтому в Улан-Баторе приличный отель найти сложно, а те, что есть стоят дорого. А вот найти крышу над головой, не отходя от вокзала, просто. Местные приглашают туристов в свои квартиры, потому что... сами в них не живут. Традиционные юрты более уютны и экономнее – обогреть их значительно проще. В советских многоэтажках живут преимущественно выходцы из бывшего Союза, то есть туристы.


От этого микса традиции и социалистической урбанизации монгольские города имеют странный, абсолютно необычный вид: на фоне пустынного пейзажа панельные монстры обставлены юртами. Странно выглядят и люди – ходят преимущественно в национальной одежде, и с ними резко контрастируют полицейские в чрезвычайно дорогой и качественной кожной униформе.

Жизнь без «благ»

Заехав очень далеко в пустыню, туда, где нет автобусов и поездов, а единственным транспортом является старенький уазик или верблюд, мы встретились с миром, который не изменялся на протяжении веков.

Несмотря на огромные просторы, больших городов в стране всего 6. Да и «большими» их можно назвать относительно: больше всех – Улан-Батор можно обойти пешком в течение дня. Большинство населения страны проживают именно в этом городе. Остальные – 1 800 000, разбросаны по другим городам и пустыне. Поэтому, забравшись далеко в Гоби, вы можете за несколько дней не встретить ни одной юрты. Поэтому, лучшее путешествовать на автомобиле или хотя бы на верблюде. И то, и другое можно найти у местных проводников, которые поджидают туристов у «больших» гостиниц и на вокзале.




В пустыне вы можете, попутешествовать по гобийскому лесу. Если повезет, увидите пустынных волков. Если – нет, попадете в песчаный буран. На такой случай обязательно приобретите пустынные очки. Без них вам даже маленький ветерок покажется проклятием. И куда бы вы ни следовали, не забывайте о ноже, компасе и бутылке воды. Тогда, если потеряетесь, будете иметь большие шансы дождаться помощи. Вообще пустыня Гоби превзошла все мои надежды.

Знакомство с ней было совсем не похожим на все до сих пор виденное, услышанное и даже прочитанное. Это мир хороших, красивых и сильных людей, которые не знают, что такое «колгейт» и не ходят к стоматологам, но имеют крепкие белоснежные зубы. Ведь, пустыня стерильна, инфекции и вирусы в ней не выживают. Дети этой пустынной земли здоровые, улыбающиеся и гостеприимные. И совсем не похоже, чтобы они были чем-то неудовлетворенны. Возможно причина в том, что их жизнь не зависит от так называемых «благ цивилизации». Правда, кое-что они унаследовали от советского образа жизни. Это – школы, железная дорога и прописка.


Некоторые из новейших изобретений попадают и сюда. Время от времени можно увидеть юрты с электродвигателем, который работает от ветра, или мобильный телефон у главы семьи. Но для большинства кочевников единственным источником света долгими вечерами являются костер из помета.

Традиционно монголы селятся в нескольких километрах от колодцев. Почему не около воды? Это мне объяснял старый монгол, но понял я лишь, что традиция селиться в пустыне не возле воды, связанная с тем, что колодцы общественные, и пастухи из разных семей пользуются ими для своего скота совместно.

Ешьте, что дают

А в пустыне гость – это в действительности гость. Он не может отказаться от угощения, ведь хозяева серьезно обидятся. Вас обязательно угостят лапшой с мясом козы или овцы, сухими твердыми хлебными палочками и – обязательно – соленым чаем с верблюжьим молоком. По вкусу такой обед очень специфический, как говорится, «на любителя». К соленому чаю быстро привыкаешь, поскольку в пустыне он лучше всего утоляет жажду, а вот местное мясо идет тяжелее. Но гурманов, бесспорно, порадует местная кухня в ресторанах.


Монголия – страна бедная. Сумка игрушек, взятых на подарки, опустел довольно быстро – детей мы встречали часто.

Комментариев нет:

Отправить комментарий