ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

пятница, 21 января 2011 г.

Русь. Загадки средневековья


Люди прошлого часто действовали загадочно. Почему, скажем, княгиня Ольга отомстила древлянам за убийство мужа, князя Игоря, таким необычным способ: одних послов похоронила живьем в лодке, других сожгла в бане? Почему Великий Киевский князь Владимир Мономах писал свое «Наставление» потомкам «на санях, сидя»? Почему средневековый гончар, изготовляя посуду для колдунов, выполнял ремесленные действия «шиворот навыворот» — в обратном порядке?


Западня для сватов

В 945 году, во время сбора дани с подчиненных Киеву княжеств недовольные поборами древляне взбунтовались и убили киевского князя Игоря. Через время, стремясь примириться, древлянский князь Мал отправил к вдове Игоря Ольге послов–сватов. Разгневанная княгиня приказала их казнить. «Месть Ольги», описанная в «Повести временных лет», стала хрестоматийным переводом. Первое посольство древлян княгиня велела нести к княжескому терему в лодке, потом бросить в заранее выкопанную во дворе яму и живьем закопать. Следующих послов пригласили в баню и, опять же живьем, сожгли. Потом Ольга сожгла древлянскую столицу Искоростень.

Неужели недостаточно было казнить послов обычным способом, скажем, отрубить им головы на плахе? Или, может, Ольга желала садистского наслаждения? А может, история с местью — живописный вымысел летописца? Скорее, ни то, ни другое. Просто казнь древлянских послов была осуществлена в форме древнерусского обряда захоронения. Известно, что в Киевской Руси умерших хоронили в лодках (ладьях). В ІХ—ХІ веках здесь, в соответствии с языческими представлениями, практиковалось как захоронение в земле, так и сжигание.

Для такого обряда даже был специальный дом. Когда умирал князь, то на ритуальном костре вместе с его телом сжигали тела его слуг, которых перед этим умерщвляли. По-видимому, что таким жертвоприношением стало и сжигание древлянских послов. Причем, баню выбрали неслучайно: в древнеславянских верованиях она сопоставлялась с миром мертвых. Науке известны факты, когда покойника сжигали именно в бане.

Правда, такие верования были характерны для северных земель, а не для центра Руси. Но следует помнить, что княжеская династия Рюриковичей, которая утвердилась в Киеве незадолго до этих событий, пришла с Новгорода. Следовательно, расправа над древлянами была ритуальным действом. Таким способом княгиня выполнила обряд захоронения, не проведенный должным образом во время смерти Игоря.

Казнь была действительно страшной. Ведь казненные еще живыми оказывались в царстве мертвых. Как свидетельствует летописец Переяславля Суздальского, древлянский князь Мал, предварительно знал о казни из сновидения. Ольга одарила его дорогими, украшенными жемчугами, нарядами, черными покрывалами, и лодкой, в которой ему судилось «несенным быть», — то есть атрибутами обряда захоронения. Если это и легенда, то она весьма точно отображает характер мышления и мировоззрение древнерусского люда.

«Наставление» потомкам сидя на санях

Представления, которыми руководствовалась в своих действиях княгиня Ольга, разъясняют и смысл, казалось бы, странного утверждения Владимира Мономаха о том, что он надумал писать свое «Наставление» «на санях, сидя». Дело в том, что умерших в Киевской Руси хоронили также на санях. Мономах, таким образом, подал знак, что он уже стар и чувствует приближение смерти. А свое знаменитое произведение он, конечно, писал в княжеском тереме.

Шиворот на выворот

Одним из самых главных признаков потустороннего мира была его «перевернутость». Там правая сторона сменялась на левую, солнце двигалось с запада на восток, реки текли в обратном направлении, когда на земле был день, там господствовала ночь. Земной и потусторонний миры были как зеркальное отображение друг друга. Ночь — противоположность дня — в народе всегда считали временем «нечистой силы», то есть ее днем, а в гадании с зеркалом человек словно заглядывал в «тот мир».

Поэтому, когда кто-то стремился пообщаться с потусторонними силами, нужно было все делать «наизнанку» — вести себя, одеваться, двигаться. Согласно «потусторонней» логики действовали и средневековые гончары, когда для знахарей изготовляли посуду для колдовских ритуалов. При этом мастер выполнял действия в обратном порядке: выворачивал руки в противоположную сторону, то есть налево крутил гончарный круг. Гончары считали эту работу опасной — побаивались, что руки могут остаться навсегда вывернутыми.

Направление движения в средневековье тоже строго регламентировалось. Идя по кругу, следовало двигаться слева направо, по движению солнца. Лишь для общения с демонами делалось все наоборот. В средние века движение часто приобретало обрядовое значение. Ритуальные перемещения применяли на свадьбах, новоселье, во время лечения больных. Особенный вес имело правостороннее движение по кругу. Вспомним гоголевского Фому, который, защищаясь от «нечистой силы», очертил себя кругом.

Интересно, что, собирая дань, киевский князь также объезжал подвластные ему земли по кругу и «по солнцу». Сначала ехал на запад к древлянам, оттуда на север и северо-восток к дреговичам и кривичам, дальше — на юго-восток к северянам и только потом возвращался в Киев. Не случайно византийский император Константин, который детально описал акт сбора дани, назвал его «кружением». Объезд подвластной князю территории проводился регулярно, ежегодно, в соответствии со средневековыми представлениями о времени как движении по кругу.

Справка

В средневековье мир представлялся не единым, а двойственным: земным и потусторонним, населенный божествами, духами, разнообразными мифическими существами, умершими предками. С проникновением в сознание людей христианских представлений потусторонний мир трансформировался, разделившись на две сферы. Одна принадлежала христианскому Богу и святым, вторую «населяли» те же языческие существа, которые теперь приобрели образы «нечистой силы». Впрочем, народная демонология вплоть до начала ХХ века насчитывала немало мифических существ, которые считались незлыми. Средневековые люди считали потусторонний мир реальностью и глубоко верили, что сверхприродные существа постоянно находятся рядом и вмешиваются в дела людей.

"Артефакты"

Комментариев нет:

Отправить комментарий