ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

суббота, 30 мая 2009 г.

Тибет. Снег на Крыше Мира



Этой Страны Снегов нет на карте. Но в жизни наступает момент, когда понимаешь: тебе просто необходимо туда попасть. Это не такое уже и неисполнимое желание. Как говорят в Тибете: «Цель перед нами меньше сил, стоящих за нами».

До середины прошлого века Тибет был закрыт для иностранцев. В настоящее время попасть туда стало легче, хотя, как и раньше, эта страна остается в стороне популярных туристических маршрутов. Я говорю «страна», несмотря на то, что с 1959 года Тибет принадлежит Китаю. Как ни странно, попасть в Тибет легче всего из Непала. По требованию китайской власти, турист может въехать сюда лишь в составе организованной группы (от двух лиц) по групповой визе страны. Ее выдают на отдельном бланке. С таким вас обязательно встретит в Тибете гид-проводник. Никаких отметок в паспорте о пребывании в Китае и Тибете не будет. Любые отклонения от запланированного маршрута могут повлечь проблемы с местной властью.

К счастью, в Непале много агентств, которые специализируются на турах в Тибет. За полгода до поездки мы нашли в Интернете фирму с замечательными рекомендациями. Оптимальный маршрут, на наш взгляд, имел такой вид: перелет из Катманду (Непал) в столицу Тибета Лхас, 4 дня в этом городе и 8-дневный переезд в Катманду на джипе. Обязательная ночевка в базовом лагере Эвереста. В июне мы послали в Катманду отсканированные документы и предоплату за тур. 25 августа началось наше Большое Тибетское Приключение.

Готовясь к поездке, следует учесть два важных фактора: сезонность и адаптацию к высоте. Сезон в Тибете короток – с апреля по июнь и с августа по октябрь. Зимой здесь очень холодно, местами снежно, а летом – муссон. Тибет расположен на высоте около 4000 м над уровнем моря. Мы путешествовали на высотах от 3600 м (Лхас) до 5300 м (базовый лагерь Эвереста). Для сравнения: наивысшая точка Монблана – лишь 4807 м. Чтобы проявления горной болезни не испортили вам впечатления, минимум за два месяца до начала поездки рекомендуется заняться спортом, подлечить хронические заболевания и начать употреблять витамины. Иначе вам будет докучать тошнота, бессонница и головная боль.



В Тибете нас больше всего удивило местное население. Преимущественно – это полудикие или просто дикие кочевники. Они живут в тяжелых естественных условиях, почти ничего не имеют. Нечего и говорить: у них и страны нет – все отобрали. Однако мы впервые встретили людей, наделенных такой природной силой и в то же время первозданной добротой, искренностью и детской непосредственностью. И можно увидеть действительно диких людей, – National Geographic отдыхает! Они смотрят на тебя с нескрываемым удивлением. Но стоит лишь встретиться взглядом со смуглым чумазым дикарем, как на его лице появится невероятная улыбка. От самого сердца, из глубины души! И ты поневоле делаешь так же. В Тибете мы научились улыбаться всем. Но, боюсь, в нашем цивилизованном мире быстро забудем об этом. Рассказ будет неполным, если не вспомню о двух людях, которые сделали это путешествие незабываемым. Мы провели вместе 11 дней. Без них Тибет был бы не таким прекрасным. Это водитель нашего джипа Джамьен и гид Норбу. Благодаря им, мы увидели не только храмы, монастыри и исторические руины, которые обычно показывают туристам, но и села, мельницу, пастбище, побывали даже на дискотеке. Уверен, немногие могут похвастаться тем, что были на тибетской дискотеке, – а мы ходили.

Наше знакомство с Тибетом началось с Лхас, столицы Страны Снегов. Мы провели здесь 4 дня. Два пошли на адаптацию, остальные посвятили экскурсиям. Гуляли по городу, наблюдали за паломниками, посещали храмы. Причудливое сочетание Тибета и современного Китая, первозданная природа и хайвеи, – такой вырисовывается Страна Снегов, когда едешь из аэропорта в Лхас. А здесь еще и головокружение – то ли от гипоксии, или от осознания того, что ты в Тибете. Самый ценный совет, который могу дать тем, кто впервые на высоте, – нужно очень много пить (до 3 литров воды в день) и медленно двигаться. И тогда на следующее утро вы побежите осматривать Поталу, сердце Тибета, будете бодрыми и веселыми – как мы.

Потала – шедевр азиатской архитектуры, символ Тибета, – виднеется в утренней дымке над городом. Здание имеет два дворца – белый и красный. Первый построил правитель Сронцзангамбпо в VІІ ст. Этот человек сыграл важнейшую роль в истории Тибета. По легенде, мужчина медитировал в пещере, где ему было виденье – возвести дворец. Что он и сделал. Красный появился намного позже, в XVІІ ст., для пятого правителя Тибета. С тех пор Далай-ламы, с пятого до четырнадцатого, вплоть до изгнания из Страны Снегов, проживали именно в Потале. И доныне никто не может сказать, сколько комнат в этом здании. Здесь множество статуй и изображений святых, а также много книг, есть гробницы Далай-лам. Их резиденция, монастырь, кабинеты правительства, – все это было здесь до 1959 года. Для китайцев Потала – музей. А для тысяч тибетцев, как и раньше, – сердце несуществующей страны, несмотря на то, что Любимого Покровителя уже давно нет за ее стенами. К сожалению, в помещениях нельзя фотографировать. А возможно, и к счастью. Иногда полезно поддаться впечатлениям, забыв о фотоаппарате.

В Лхасе несколько странной показалась нам торговая улица Баркор, расположенная вокруг храма Джокарнего, – это место ритуального обхода одного из важнейших храмов Тибета, и в то же время – большой базар. Пройдя по Баркору не один круг, мы поняли, что ничего странного в этом нет. Кто за чем пришел, тем и занимается. В этом весь Тибет. В монастырь Ганден мы отправились самостоятельно. Посвятили этому «акклиматизационный день». На всю жизнь запомним и Ганден, окруженный удивительными горами над бирюзовой Брахмапутрой, и дорогу в храм – в автобусе с паломниками. Дальше по плану – Дрепунг, знаменитый Золотым Дворцом. Именно здесь проживали Далай-ламы – со второго до пятого – пока не возвели Поталу. На праздник Нового года на одной из близлежащих гор монахи разворачивают гигантскую икону-танка, которая имеет чрезвычайно позитивную энергетику. В Лхасе можно было остаться на всю жизнь. Но наш путь лежал на запад, к конечной точке путешествия – базе у подножия Эвереста.



По дороге в базовый лагерь Эвереста мы проезжали фантастически красивые перевалы, всплошную увешанные молитвенными флагами. На одном из них, на высоте 4900 метров, гид предложил оставить такой и нам. Мы приобрели дюжину флажков, написали «Все будет хорошо! Россия, 2008» и оставили их на гималайском ветре, на удачу хорошим людям. Дороги и пейзажи Тибета не могут надоесть: за окном джипа, будто непрерывный фильм. Яки, пастбища, случайные встречи, – это похоже на книгу приключений из детства. Но главные приключения начались с момента пересечения наивысшего перевала (5300 м над уровнем моря). Мы оказались в национальном парке горы Джомолунгма, Большой Горы, Матери Всех Гор. Не знаю, для кого как, а для меня гора Эверест – это трогательнее всего, что может увидеть путешественник.

Сложно описать те эмоции, которые возникают в моей душе, когда думаю о Гималаях. А думаю я о них с раннего детства. Потому что моей самой любимой передачей всегда был «Клуб путешественников». Я очень хорошо помню программу, посвященную советской экспедиции на Эверест. До сих пор мама хранит мой детский рисунок: там нарисованы Гималаи, Эверест, следы «ети» (снежного человека) и красный флаг СССР. Следовательно, этой темой я интересовался с дошкольного возраста. Мог ли советский ребенок представить себе, что наступит день, когда он будет ночевать в палатке под Эверестом? Конечно же, нет. Но этот день наступил. Он был удивителен.

Что такое базовый лагерь Эвереста? Высота – 5200 метров над уровнем моря. По улице туда-сюда двигаются «разнокалиберные» туристы разных национальностей. Здесь больше нечего делать – лишь прогуливаться, ожидая, что облака разойдутся, и станет видно Гору. Туалет – это клеенчатая палатка с выгребной ямой, за сто метров от основного лагеря. И все! Но главнее всего, что эта «улица» заканчивается у подножия Эвереста. К сожалению, вместо горы мы видим лишь вату облаков. Нас окружают хозяева палаток – каждый приглашает в гости, и Норбу ведет нас в «свой» гестхауз. Нам нравится! Выглядит, как в детстве – такой себе уютный штабик. По периметру – обитые коврами диваны-лежанки, в углу – гора перин и пледов, посередине – печь. Знакомимся с хозяином. Он – немой. Но «разговаривает» так, что понятно все, до последнего слова. Девушка-хозяйка начинает готовить еду, вторая приносит большой термос зеленого чая. А хозяин начинает общаться с нами. Рассказывает, что несколько раз всходил на Эверест в составе разных экспедиций – нес вещи. Как и у всех мужчин племени хампа, у него длинные, заплетенные в косички волосы. В них вплетены красные нити. В его ушах сережки из бирюзы и кораллов – традиционное украшение Тибета, где все мужчины носят сережки.



От палаток до официальной отметки Everest Base Camp - всего 6 км. Туда можно проехаться телегой, запряженной лошадью. Китайский военный проверяет паспорта и говорит, что здесь можно находиться лишь 30 минут. Место, куда мы приехали, – это Луна. Или Нептун. Но не планета Земля. Много камней, ледяной, пронзительный ветер, разреженный воздух и серые тучи. Больше здесь ничего нет. Почему же организм переполнен таким безумным счастьем? Но потому что там, за спиной, в плотном одеяле туч – Э-ве-рест. Его не видно, но ты чувствуешь. Это такая мощь, энергетика, от которой дрожит все тело. И в то же время это – поражающее увлечение. Здесь ничего нет. Лишь один цвет – серый. Но все равно здесь просто удивительно.А вечером небо прояснилось – показалось, мы увидели Большую Гору, хотя и не во всей красоте.

Что было дальше? Осознание того, что сказка закончилась. Длительный спуск по одной из опаснейших и самых красивых дорог мира. Глубоким ущельем мы шли два дня. И абсолютно не понимали, куда ведет ущелье и где же низ – мы видели лишь туман и полосы леса, что стремительно сменялись, – от тайги к джунглям. На дорогу падали водопады. Здесь страшно и замечательно одновременно. Когда вы, наконец, доберетесь до половины спуска – наградой станет полное опьянение от кислорода (еще бы: с 5300 метров спуститься на 2000!). И еще городок Жангму, где одна улица в стремительном ущелье среди джунглей и водопадов. Она чем-то напоминает Италию и Ялту одновременно. Жангму – это сплошные рестораны и дискотеки. После десятидневной тишины – настоящий Лас-Вегас. Здесь все празднуют – кто первый день пребывания в Тибете, кто последний. Присоединились и мы. Зашли в местный ночной клуб на 10 минут – и вышли через пять часов, потому что такую феерию (сочетание индийских фильмов и сельского дома культуры) не видели никогда в жизни.

Наступило утро – время прощаться. Тибетцы передали нас Непалу, словно шпионов-резидентов – на мосту. Сознаюсь, мы плакали, были преисполнены эмоций. Не хотелось расставаться с друзьями и Тибетом. Хотелось, чтобы эта сказка длилась вечно.

«У нас не было горной болезни, значит, хорошо подготовились!» – хвастались мы нашему гиду во время одного из последних разговоров. «Нет, это значит, что Тибет принял вас», - сказал он. Он живет лишь в сердцах простых тибетцев, а частичка Страны Снегов – теперь и в наших воспоминаниях.

Автор: Андрей Рыльский

1 комментарий:

  1. vitamin UrticariaUrticariaes are one of the to the highest
    degree plebeian symptoms of HIV. Basically what happens
    is that the rate increases and may mislay its normal musical rhythm.


    My web page - hives diagnosis

    ОтветитьУдалить