ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

четверг, 3 декабря 2009 г.

Философ-путешественник


3 декабря 1722 года в сотенном городке Чернухи Лубненского уезда (сегодня - районный центр Полтавской области) у малоземельных казаков Саввы и Пелагеи родился сынок Григорий. Дьяк-скрипач поставил его первым певцом в церковном хоре, давал читать книги, учил нотной грамоте и готовил парня в Киево-Могилянскую академию, которая в ХVIII веке была одним из трех ведущих учебных заведений Малороссии, и состояла из средней и высшей школы. И Григорий Сковорода в 1738 году поступил в эту академию. Учился в классах грамматики, инфимы, синтаксимы, поэтики и риторики.

В 1742 году Сковороду пригласили певцом Придворной хоровой капеллы в Санкт-Петербург. В 1744-ом он избавился от этой “должности” и вернулся в Киев для продолжения учебы в академии. Духовное звание его не привлекало, поэтому и притворился безумным. За это и отчислили из бурсы.
Будущий философ путешествует при генерале Вишневском. Пешком странствуя по странам, знакомится с учеными и приобретает новые знания. За рубежом он выучил латинский, греческий и немецкий языки. По возвращению в Малороссию Сковорода работал учителем поэзии в Переяславе-Хмельницком и написал для училища «Руководство о поэзии». Но вскоре переяславский епископ снял Сковороду с должности. В 1759 году Григория Савича пригласили в харьковский коллегиум на должность учителя поэзии, но пришлось преподавать правила добропорядочности. Новый учитель еще во вступительной лекции истолковал некоторые понятия не так, как того требовали, поэтому опять лишился работы (в 1766 году). После этого Сковорода жизнь проводил преимущественно в дороге. Странствовал пешком, останавливаясь на ночь в крестьянских домах, отказывался от любых занятий и должностей, которые ему часто предлагали. К этому периоду принадлежат философские произведения ученого, которые при жизни не были напечатаны.


Что касается философского миропонимания Сковороды, то кто-то считает его мистиком и масоном, последователем мартинизма, а еще кто-то - рационалистом. Сковорода же был своеобразной «путешествующей академией», имел чрезвычайную популярность. Еще при жизни сравнивали его с Сократом, хотя сам он стремился быть самим собой. Больше всего он опасался быть «пойманным» суетным миром. В то же время его влек высший уровень бытия, к познанию которого, по его убеждению, человек может и должен стремиться. К познанию «следов Божьих» в мире можно прийти, только храня верность древнему философскому завещанию: познай самого себя. «Не измерив себя, прежде всего, - писал мыслитель, - какую пользу будешь иметь со знания меры в других существах?».

Сковорода был вольнолюбив, со стойкими этическими убеждениями, смело разоблачал местное чиновничество, постоянно злоупотреблявшее властью. Невзирая на некоторый мистицизм и семинарское неловкое отчасти сложное изложение, Сковорода умел оставаться понятным для простых людей.

В Киеве Григорий Савич обычно останавливался у двоюродного брата, лаврского монаха, начальника Печерской типографии Иустина Звиряки. В 1794 году Сковорода жил у своего приятеля Срезневского в селе Ивановцы Харьковской губернии. Летом он пешком преодолел триста миль - сходил в деревеньку Хотетов Орловской губернии к своему ученику Михаилу Ковалинскому, чтобы оставить там свои рукописи, которые обычно постоянно носил в котомке.

9 ноября в возрасте семьдесят два года Григорий Сковорода после обеда и приятного разговора взял лопату и вышел в сад. Найдя подходящее место начал копать для себя могилу. На вопрос: «Что это, друг Григорий, чем же ты занят?» ответил: «Пора, друг, окончить путешествие!» После чего пошел в дом, переоделся в чистое белье, лег на лавку и заснул, чтобы уже не проснуться.

1 комментарий: