Его великое сердце перестало биться утром 20 мая 2009 г. До последнего все, кто привык видеть актера на сцене и экране жизнерадостным, надеялись на «обычное чудо», благодаря которому Олег Янковский смог бы вырваться из лап страшной болезни. Не судилось. До сих пор не верится, что с нами его больше нет.
Олег Янковский родился 23 февраля 1944 года в Казахстане, в семье потомственных польских дворян. В страшные сталинские времена его отца Ивана Павловича по сфабрикованному обвинению осудили, и он погиб где-то в лагерях. А мать Марина Ивановна, боясь ареста, уничтожила все семейные архивы. Не уцелел ни Георгиевский крест мужа, ни дворянская грамота.
Детство Янковского проходило в казахском поселке Джезказгане. Гонял вместе с дворовой шпаной мяч и очень стеснялся бабки-аристократки, ее элегантной прически, броши на старенькой кофточке и пенсне. Когда-то зажиточная семья жила бедно. Марина Ивановна работала бухгалтером и сама кормила трех детей – Ростислава, Николая, Олега, и свою мать. Но зато у Янковских была шикарная библиотека, они разговаривали на иностранных языках, много читали, а вечерами встречали гостей – таких, же интеллигентов в ссылке.
Театральный дебют
Со временем семья переехала в Саратов – старинный театральный город с богатым культурным наследием. Марина Ивановна в юности мечтала о балете, но родители запретили ей даже думать о такой карьере. Но собственным детям она все же сумела передать свою любовь к сцене. Старший - Ростислав, окончив театральное училище, уехал в Минск. Там он играл в Русском театре, а чтобы облегчить маме жизнь, забрал с собой 14-летнего Олега. Именно там Янковский-младший получил путевку в театральную жизнь: в спектакле «Барабанщица» он успешно заменил заболевшую исполнительницу роли мальчика. Правда, тогда Олега больше всего интересовал футбол, и он уже видел себя знаменитым голкипером. Как-то парнишка просто проспал свой выход на сцену, и рассерженный брат запретил ему даже близко подходить к стадиону.
От судьбы не уйдешь
Вернувшись в Саратов, Олег надумал поступать в медицинский. Но опять, же словно какая-то невидимая сила направила юношу на театральную дорожку. Как-то на глаза попало объявление о приеме в Саратовское театральное училище. И парень решился попробовать, вспомнив свой недавний дебют в Минске. Но очень огорчился, когда узнал, что экзамены уже завершились. Олег зашел к ректору – спросить о том, когда приходить в следующем году. Как же он удивился, когда тот сказал: «Поздравляем, вы зачислены. Приходите в сентябре».
И только через несколько месяцев, когда Янковский уже стал студентом, все выяснилось. Его брат Николай, который тогда работал сталеваром, бредил театром. Никому ничего, не сказав, он подал документы в то же театральное училище. Успешно сдал экзамены и прошел все туры. Ну а когда узнал, что Олега с ним перепутали, просто промолчал. Решил, пусть братишка учится, а ему нужно матери помогать.
Одна любовь на всю жизнь
Марина Ивановна поучала сыновей: «Если уже решил жениться, то только раз и на всю жизнь. По-другому и начинать не нужно». Все три ее сына женились до 21 года. И каждый – на всю жизнь.
Олег на втором курсе театрального познакомился с Людмилой Зориной – красивой и чрезвычайно талантливой девушкой. После училища Зорину пригласили играть в Саратовский драмтеатр. Благодаря Людмиле в 1967 году туда приняли и Олега. Вскоре влюбленные сыграли свадьбу. Люда была звездой, посмотреть на нее приходили толпы почитателей. О Янковском тогда говорили: «Смотрите, это муж самой Зориной!»
Но Людмила, как когда-то Николай Янковский, пожертвовала собственной карьерой ради дорогого человека. Бросив все, она поехала за ним в Москву (после успешных съемок в фильмах «Служили два товарища» и «Щит и меч» актера пригласили в Ленком). Людмила с головой окунулась в семейные дела, поскольку считала, что такому таланту, которым был Олег, нужен надежный тыл. Они с сыном Филиппом, невесткой Оксаной и внучатами, Иваном и Лизой всегда и были этим тылом, тихой гаванью, ради которой Олег Иванович мог бросить все на свете, и даже любимый театр.
В одном интервью Олег Янковский как-то сказал, что всегда отождествлял себя со своими персонажами: «Считаю, что иначе и нельзя. Потому что только когда артист добавляет в роль какую-то собственную боль, она перестает быть декоративной. Она начинает волновать зрителя. Возьмем хотя бы Мюнхгаузена. Разве я показал своего героя каким-то фантазером? Нет. Я принес в эту роль собственную боль. Живя в обществе и не соглашаясь с тем, что в нем происходит, я иногда говорю об этом перед камерой».
Курьез из жизни Олега Янковского
Чего-чего, а нестандартных ситуаций в его жизни было предостаточно. Рассказывают, что Янковский, в первый раз приехав с группой в Париж, сразу пошел на почту и дал в Москву телеграмму: «Все хорошо. Живем в таком-то отеле». После чего пошел прогуляться по городу и... заблудился. Эйфелева башня, Елисейские поля, Люксембургский сад, выставки… Одним словом, пока актер собирался в отель, его название выветрилось из памяти. После долгих поисков, потратив на такси почти всю наличность, Янковский опять пошел на почту и отбил еще одну телеграмму: «Срочно сообщите название отеля, в котором я поселился!»
Да, Олег Янковский был настоящей звездой. Не той, которая излучает холодный белый свет и сгорает так же быстро, как и загорается. А огромной и яркой, такой, которая способна всех, кто ее видит, наполнить ни с чем не сравнимым ощущением полноты жизни. И не нужны ему были никакие регалии и звания. Для нас он останется просто Янковским. Тем самым… Янковским.
Комментариев нет:
Отправить комментарий