ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

четверг, 16 июля 2009 г.

«Beatles». Восточный портрет

Восток впервые прокрадывается в творчество «Beatles» песней Джона «Norwegian Wood» с сюрреалистическим текстом и непривычным звучанием из-за того, что используется индийский музыкальный инструмент ситар. Колоритно воспроизводится настроение героя, который, оставаясь один в комнате любимой девушки, сжигает мебель с норвежского дерева. Некоторые считают, что сюжет песни навеянный реальным эпизодом из жизни Леннона, когда он жил в мансарде со Стюартом Сатклиффом, и они, чтобы согреться, жгли мебель.

Джон много читает: работы Фройда, Вильгельма Райха, Юнга, Библию и восточную религиозную литературу наподобие «Бхагават Гити» или «Тибетской книги мертвых». Это все находит отображение в текстах альбома «Revolver» в 1966 году («to revolve» в переводе с английского значит «периодически изменяться» или «размышлять»). Например, песня «Tomorrow Never Knows» была написана под воздействием «Тибетской книги мертвых» и ЛСД, между строк которой Леннон поучает: «Отключи свое сознание, выключи разум, отвлекись, расслабься и плыви по течению». Джон хотел, чтобы в «Tomorrow Never Knows» его голос раздавался так, как будто он кричит с вершин Тибета. Он даже хотел пригласить для записи тибетских монахов.

Для пластинки «Revolver» Джордж создал рекордное для себя количество песен, содержащие восточные мотивы. В «Love You Too» был использован впервые индийский инструмент табла. Этой песней Харрисон положил начало новому течению, которое получило название рага-рок. Джордж полностью погрузился в изучение индийской музыки и поехал вместе с Патти в Индию, где обучался игре на ситаре у известного индийского музыканта Рави Шанкара. Лучшей восточной работой Харрисона считается «Within You, Without You» из альбома «Sergeant Pepper»(1967). Было очень трудно найти людей, которые умели бы профессионально играть на восточных инструментах, чтобы реализовать замыслы Джорджа, очарованного Индией. Его следующей работой в этом направлении стала «Blue Jay Way» из альбома «Magical Mystery Tour»(1967), песня, которую Джордж написал, ожидая приятеля и пытаясь не заснуть, поэтому в ней 29 раз повторяются слова «Don’t be late». Он единственный из «Beatles» в действительности искренне полюбил Востоком. Реальный мир считает иллюзией; ежедневно три часа играет на ситаре, по-индийски скрестив ноги.

«Beatles» думают уже на другом уровне. Это уже не простые мальчики без образования, которые разбивают сердца девушек. Они ищут себя, смысл жизни, когда на их пути появляется Махариши, один из известных основателей метода самопознания путем сосредоточения внимания на определенном сочетании звуков – мантры. О Махариши первой услышала жена Джорджа Патти, когда он приехал на семинар в Англию. Именно она уговорила всех «Beatles» послушать, что говорит этот «святой человек».

По Махариши, жизнь состояла из материальных и духовных ценностей, и человека он признавал, прежде всего, существом духовным. Чтоб стать его последователем, не нужно было отказываться от денег и плотских утех, но следовало научиться методам духовной реализации. Это помогает возвыситься над собой, не разрушая привычный ритм жизни. Нужно было всего лишь несколько часов в сутки посвящать медитации.

Следствием общения с гуру был отказ группы от наркотиков. Ребята пытаются найти что-то Восточное в себе. Джон открыл в себе склонность к медитациям. Он часто молчал, ничего не делал и ни с кем не общался целых 3 дня – это его рекорд. Он установил его задолго до того, как начал заниматься медитациями. Джон не считал это пустой тратой времени, в разговорах с людьми он не видел смысла: «Мысленно я постоянно общаюсь с кем-то, как одержимый, но пытаться выразить эти мысли словами – совсем пустое дело». Музыку он считал лучшим средством общения. После увлечения Востоком Джон не пытается быть везде первым, не заводит новых контактов, верит, что все должно именно к нему приходить, если это нужно. Он никогда предварительно не договаривается о времени встречи, все зависит от настроения и происходит само собой. «Beatles» увеличили для себя дозу дружественного тепла: «Теперь мы приветствуем друг друга по-буддистски, обнимаясь».

Леннон ищет средства единения мира в «Across The Universe». Весной 1968 года «Beatles» едут с Махариши в Индию. Пол провел там месяц, Ринго, – десять дней, Джордж и Джон восторженно слушали «святого» два месяца. Большое разочарование заключалось в том, что «святой» жил совсем не так, как учил других. Он имел роскошный дом и дорогие вещи, и вскоре «Beatles» поняли, что он использует их ради рекламы. Кроме того, Джон стал свидетелем того, как Махариши совсем не по-святому добивался близости с верующей девушкой. Этот случай был положен в основу песни «Sexy Sedie», где узнается излишне сексуальный святой.
В конечном итоге, «Beatles» пережили историю с Махариши, не потеряв свое лицо. Как говорил Пол Маккартни: «Мы всегда возвращаемся к самим себе, потому что никогда не меняемся. Можем быть «а+1», когда «1», например, означает серые костюмы. Затем «а+2», когда «2» – цветные рубашки. Но при всем этом мы всегда остаемся «а».

Игорь Полоз

Комментариев нет:

Отправить комментарий