Ваши ученики когда-то конфликтовали?
Восстановить хорошие взаимоотношения всегда непросто. Конечно, можно проводить
беседы и вызывать родителей в школу. А можно выбрать путь медиации конфликта.
Медиация – это процесс понимания между
сторонами конфликта при участии третьей (нейтральной) стороны, которая
способствует примирению и достижению компромисса.
Другими словами, медиация предусматривает
посредничество, обязательное участие третьей стороны. Существует практика
привлечения сверстников к мирному решению конфликтов путем переговоров.
Например, если двое друзей или две подруги не могут прийти к согласию, они
просят одноклассников рассудить их.
Зачем нужна медиация и почему именно
одноклассников нужно вовлекать в посредничество? Один из принципов медиации –
«равный – равному». Поэтому именно привлечение сверстников будет способствовать
лучшему пониманию между сторонами конфликта и формированию партнерских
отношений. Это научит каждого участника примирения бесконфликтно преодолевать
споры. Такая активность сформирует у детей навыки ненасильственного поведения и
научит выбирать стратегии мирного урегулирования конфликтов.
Профессиональные медиаторы проходят
специальную подготовку. Но, чтобы воспитать медиаторов в детском коллективе,
необходимо предоставить им знания основ урегулирования споров. Также не лишним
будет подготовительный тренинг для учеников, интересующихся вопросом медиации.
Подготовка медиаторов:
Сформировать команду из учеников,
заинтересованных в определении путей решения споров.
Формирование навыков коммуникации,
необходимых медиаторам.
Ознакомление заинтересованных учеников с
процедурой посредничества и овладения ими способов решения конфликтов.
Овладение подходом ненасильственной
коммуникации с учетом интересов всех участников.
Подготовка учеников-медиаторов к
самостоятельной деятельности.
Когда применять медиацию и чем этот метод
лучше других
Практику медиации можно применять для
урегулирования конфликтов, возникших в результате недоразумений между
школьниками. Во избежание силовых методов разрешения конфликта, нужно научить
школьников прибегать к переговорам и не стесняться обратиться за помощью к
одноклассникам.
Медиация ученического конфликта нужна,
когда эмоции мешают компромиссу, а также, когда недоразумение возникло между
двумя друзьями или подругами. Чтобы сохранить дружеские отношения детей, лучшее
прибегнуть к такому пути понимания.
Преимущество медиации заключается в том,
что она дает возможность каждому ребенку не только высказаться, но и быть
услышанным и понять свою значимость. Медиация направлена именно на преодоление
спора, а не перевоспитание его участников. Информация, которая выясняется при
этом, остается сугубо между детьми и медиатором.
Основные принципы медиации
Участие в процессе добровольно, то есть
все участники должны быть согласны на проведение медиации. Нельзя заставить к
достижению компромисса ни одного из участников, поскольку в другом случае все
усилия окажутся напрасными.
Информация, полученная медиатором во
время посредничества, в любом случае не должна разглашаться. Каждый ученик,
принимающий участие в таком формате урегулирования недоразумений, должен
придерживаться принципа конфиденциальности.
Медиатор – это посредник, ученик, который
помогает восстановить взаимоотношения между двумя сторонами. Он не может
поддерживать ни одну из них. Непредубежденность медиатора – залог эффективного
проведения посредничества между учениками.
Все участники имеют равные права. Общение
происходит в доброжелательном и дипломатическом тоне. Школьники учатся с
уважением относиться к собеседнику, даже если их взгляды отличаются. Таким
образом, формируются навыки ненасильственного преодоления спора.
Этапы достижения понимания
1. Подготовка к медиации.
Не нужно пренебрегать этим этапом
достижения компромисса. Сначала нужно наладить доброжелательный контакт между
тем учеником, кто будет выступать в роли медиатора, и учениками, между которыми
возникло недоразумение. Также важно подумать, где будет происходить встреча.
2. Вступительная часть медиации
(вступительное слово медиатора).
Во время вступительной части
ученик-медиатор знакомит участников процесса с тем, как будет происходить
медиация, с ее целями и с правилами поведения, в частности отмечая то, что
нельзя перебивать и переходить на личности. Нужно убедиться, что оба участника
спора принимают участие в процессе разрешения конфликта добровольно. Также необходимо
отметить конфиденциальность, то есть договориться о том, что другие
одноклассники или просто знакомые не получат информацию, связанную с конфликтом
между теми, кто обратился за помощью к посреднику.
Чтобы разговор был эффективным, следует в
самом начале определиться с целью и ожиданиями детей, которые обратились за
помощью.
3. Рассказы сторон. Анализ ситуации.
После того, как дети, находящиеся в
ссоре, получили информацию о том, каким образом будет происходить медиация,
узнали о правилах поведения и конфиденциальности, нужно перейти к выяснению
сути спора. Ученик-медиатор поочередно выслушивает позицию обеих сторон, задает
уточняющие вопросы. Получив максимум информации, медиатор переходит к анализу
ситуации.
4. Решение проблемы.
В зависимости от того, какой тип медиации
выберет ученик, решение проблемы будет происходить или путем поиска
компромисса, или путем выбора способа примирения из предложенных посредником. В
любом случае цель этого этапа – прийти к согласию между теми, кто был в ссоре.
Всем участникам этого процесса нужно помнить об уважении к собеседникам, своем
достоинстве и нацеленности на результат.
5. Заключение соглашения.
Компромисс – это, конечно, хорошо, но его
нужно закрепить. Хорошо, если с помощью медиатора ученики смогут в письменном
виде зафиксировать решение конфликта и определить шаги относительно примирения.
Конечно, это не тот документ, который заключают взрослые во время переговоров,
но такое соглашение научит школьников выполнять обещания и чувствовать
ответственность за последующее взаимодействие с одноклассником, с которым
возникло недоразумение.
Практические советы медиаторам
Избегайте перекрестных реплик. Медиатор
должен задавать вопрос осторожно, поскольку перекрестные реплики могут
превратиться в открытое противостояние. Пусть вопросы будут нуждаться в
развернутых ответах. Это поможет лучше понять ситуацию и избежать ухудшения
взаимоотношений между теми учениками, которые не пришли к согласию относительно
определенного вопроса.
Перефразируйте услышанное от участников.
Вот для чего понадобится умение пересказывать тексты. Пусть медиатор перескажет
услышанное своими словами. При этом важно спрашивать участников вопроса:
"Я правильно понимаю?" Во-первых, это поможет просветить ситуацию, а
во-вторых, перефразируя услышанное, ученик-медиатор может увидеть новые мотивы
спора и пути понимания. Другими словами, перефразирование – проверка связи
между участниками и медиатором, а также способ смягчить категорические
высказывания.
Постройте доброжелательное и
конструктивное взаимодействие. Ученик-медиатор должен создать комфортный
эмоциональный фон разговора. Для этого он сам должен быть спокойным,
доброжелательным и дипломатичным. Не лишним будет напомнить о принципе
равенства и конфиденциальности.
Уделяйте внимание невербальной
коммуникации. С одной стороны, медиатор должен контролировать свои невербальные
сигналы: осанку, мимику, тембр голоса, с другой, – нужно обращать внимание на
жесты учеников, которые обратились за помощью. Это поможет понять, что в
действительности чувствуют собеседники.
Помогите участникам выразить свои эмоции.
Во время достижения компромисса очень важно, чтобы ученики, которые нуждаются в
помощи и понимании, выразили свои эмоции и надежды. Если они не будут иметь
возможности высказаться и донести свои чувства к другой стороне, то могут
отчаяться и не пойти на примирение. Поэтому важно, чтобы медиатор интересовался
чувствами обеих сторон.
Процедура медиации – явление новое не
только для школьных коллективов, но и для взрослых. Но применение такого способа
примирения детей поможет научить их ответственности, решать споры
ненасильственным путем.
Виктория Годунова
©При копировании ссылка на сайт
обязательна
Комментариев нет:
Отправить комментарий