ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

пятница, 22 февраля 2019 г.

12 стульев: произведение, обреченное на гениальность

Абсолютно феноменальное явление в советской и мировой литературе – роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова “12 стульев”. Во-первых, как так случилось, что текст, в котором высмеяли тогдашнюю власть, мог появиться на свет? Во-вторых: он стал продуктом сказочного перевоплощения “литературных рабов” в гениальных писателей.

Валентин Катаев, известный советский автор, решил следовать неодиночным историческим примерам “литературного крепостничества”. Даешь кому-нибудь схему романа, они пишут, а ты потом все это оформляешь в законченное произведение и издаешь под своим именем. На роль “крепостных-чернорабочих” Катаев выбрал журналистов газеты “Гудок” – брата Евгения (известный под псевдонимом “Евгений Петров”) и Иехиеля-Лейбу Файнзильберга (“Илья Ильф”). Те охотно преступили к работе. И стали переносить “на полотно” персонажи из своего окружения.

Полтавский дядька братьев Евгений Петрович Ганько в книге превращается в Ипполита Воробьянинова. Сам Валентин Катаев литературный “воскресает” в инженере Брунсе. Остапу Бендеру, срисованному с известного персонажа тех времен Осипа Шора, отводилась роль статиста. Интересно, что фамилию “Бендер” авторы “позаимствовали” у хозяина мясозаготовительного магазина “Мясоторговля Бендера”, о котором одесситы всегда отзывались как о непревзойденном мошеннике. Очевидно, решающую роль сыграла магия имени (“Как вы яхту назовете, так она и поплывет!”).

Остап Бендер не согласился на “эпизод”, а стал главным героем произведения. Да еще и каким! Сама же Осип (Остап) Беньяминович Шор (1899-1978), родившийся в Никополе, большую часть жизни прожил в Одессе, а умер в Москве. Был известным авантюристом и... инспектором уголовного розыска. Через его руки прошло столько афер, что не увековечить этот легендарный образ было бы преступлением перед человечеством. Когда Катаев ознакомился с текстом, понял, что перед ним – вполне самостоятельное произведение. Он лишь попросил, чтобы книгу посвятили ему.

Роман “Двенадцать стульев” выходит в 1928-м и сразу становится популярным. Пожилой советский служащий (бывший “предводитель дворянства”, – и ни на ступень ниже!) Ипполит Воробьянинов вместе с молодым проходимцем Остапом Бендером ищут бриллианты, спрятанные под обшивкой одного из двенадцати стульев. На каждом шагу их ожидают приключения на необъятных просторах России, которая вот уже несколько лет пытается жить “по-новому”.

Каждый из главных героев хочет от “совместного предприятия” своего. Воробьянинов – вернуть прежнюю беззаботную жизнь, преисполненную привычных удовольствий. Бендер – получить то, что у него никогда не было, – шик, яркую жизнь. Но желтый дьявол от своих правил не отступает. Он только блеснет, поманит и... обманет. Опять. Аксиома.

Искрометный язык романа, остроумная изобразительность превратили его в постоянный источник наслаждения. Зная каждый шаг героев, каждую крылатую фразу, снова и снова берешь книгу, чтобы просто насладиться высоким искусством совершенного слова.

... когда роман прочитал прототип Бендера, он обратился к авторам за “гонораром”, ведь те использовали его образ! Однако Ильф и Петров ответили, что Шор стал лишь основой. Остальное же в образе вылеплено “из разных людей”. Тогда Шор поразил своим предложением. Он попросил, чтобы жизнь его литературного “Альтер эго” продолжалась, поскольку закрадывались мысли, что после смерти Бендера может наступить и смерть прототипа. Когда же вскоре Шор простудился и лежал с высокой температурой, позвонили Ильф и Петров, чтобы сообщить о своем согласии написать новую книгу об Остапе Бендера, прототип выздоровел. Вот как получается: если в соавторы берешь жизнь, произведение обречено на гениальность.
                                                                     Руслан Линник
©При копировании ссылка на сайт обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий