ЗДЕСЬ ВСЕ ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ

вторник, 11 декабря 2018 г.

Леонид Быков: Маэстро и на экране, и в жизни

В этом году 12 декабря величайшему советскому актеру и режиссеру исполнилось бы 90 лет. Жизненные и творческие пути были к нему уж слишком жестоки. Но Быков выстоял. И навсегда записал свое имя в искусство кинематографа и историю.

Он родился на Донбассе в с. Знаменка Донецкой области. В детстве мечтал о небе, но не судилось. Только через много лет Быков воплотил свою мечту на экране. Первым шагом к ней стала учеба в Харьковском театральном институте. После нескольких лет на сцене — кинематограф. Роли в «Алешкина любовь», «Добровольцах», «Укротительнице тигров» и особенно главная — в «Максиме Перепелице» — принесли ему всенародное признание.

С 1960 года работал на киностудии «Ленфильм», где в 1963-м дебютировал как режиссер в любимой и сегодня комедии «Зайчик». Несмотря на успех, начальство картину критиковало и негласно запретило Быкову заниматься режиссурой. Тогда у него случился первый инфаркт.

Несколько лет творческого простоя. Художник отказывался от сценариев и съемок в, как сам писал, «лживых и антихудожественных ролях — стыдно». «Пора возвращаться домой», — писал он тогда друзьям. И в 1966-м переехал в Киев.

Но и там встретили прохладно. Еще тогда он имел сценарий «В бой идут одни старики», но запустить картину не получалось. Чиновникам такая лента показалась не слишком героической, а герои — опереточными. Снова игнорирование, интриги. Без работы и перспектив жил с семьей в общежитии. В студии не имел даже своего стула. Приходил туда, садился в углу под лестницей, пил кофе и курил дешевые папиросы.

После шестилетнего простоя, высокая московская комиссия одобрила запуск фильма «Где вы, рыцари?». «Выходит, жизненно!» — обрадовался Быков. Это был первый шаг к «Старикам». Он все-таки добился съемок этой знаковой для него и для всего советского кинематографа картины, где стал режиссером-постановщиком и исполнителем главной роли командира поющей эскадрильи капитана Титаренко.

Но и здесь началось с преград. Быкову отказали в цветной пленке, дали только черно-белую. Но от этого фильм только выиграл! С вмонтированными черно-белыми кадрами фронтовой кинохроники «Старики» воспринимались почти как документальный фильм. Когда уже в наши дни ее «покрасили», то это решение многие зрители восприняли как издевательство с киношедевра.


Фильм вышел на экраны в 1974-м, за первый год проката в СССР его посмотрело 45 миллионов зрителей. Отдельный показ и встречу с киногруппой устроили для прототипов героев — ветеранов той же поющей эскадрильи истребителей, которая существовала в действительности и храбро воевала под командованием капитана Попкова, — будущего дважды Героя Советского Союза и генерала. Во время просмотра они плакали, узнавая на экране себя молодыми.

Блестящая режиссура и игра актеров, к подбору которых Леонид Федорович имел особый подход, позволила ему достичь того пика, который зовется художественной правдой. Именно он по-настоящему открыл для кинематографа Владимира Талашка (старшего лейтенанта Скворцова), Сергея Иванова (лейтенант Александров — Кузнечик), Сергея Подгорного (лейтенант Шедронов — Смуглянка), Евгению Симонову (пилот-штурман ночного бомбардировщика У-2 Катя), для которой это была вообще первая роль в кино.

Натурные съемки происходили на аэродроме Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ, было такое в советские времена) возле Чернигова. На съемочной площадке царила железная дисциплина (так у Быкова, несмотря на его мягкий, застенчивый характер, было всегда), случались и курьезы. Например, Леонид Федорович садился в кабину заправленного для съемок командирского самолета с нарисованными на борту нотами и… ездил в нем по аэродрому, проверяя готовность к началу работы. А мог делать это верхом на лошади – на той самой, на которой появляется в кадре перед своим авиатехником Макарычем со словами «Махнул не глядя, танка не было».

В другой раз несколько молодых актеров весьма оригинально воспользовались предоставленным выходным. Собравшись в Чернигов за покупками, нацепили на себя военную форму своих героев со всеми орденами и в таком виде гуляли по городу под восторженными взглядами прохожих. Милиционеры и военные даже козыряли этим «орденоносным» юношам.

Есть в фильме эпизод, который чудом прошел мимо внимания строгих цензоров. После боя пилоты, пока их истребители заправляют горючим и снаряжают для следующего вылета, сами «заправляются» варениками на траве аэродрома. На реплику Титаренко «Как же вы не заметили! Мы же сегодня над моей Украиной дрались!», те отвечают: мол, ничего особенного, небо как небо. «Э, нет! — уверяет комэск. — и небо голубее, и солнце ярче, и трава зеленее!».

Главной песней и музыкальной темой фильма стала «Смуглянка», написанная еще в военные годы (хотя в действительности тогда никаких молдавских партизанских отрядов не было). Но по-настоящему всенародно популярной и любимой стала после выхода на экраны «Стариков».

В 1974-м «Старики» были представлены на Всесоюзном кинофестивале в Баку и даже номинировались на Гран-при. Присутствуя там и узнав, что на эту награду выдвинули также «Калину красную» Василия Шукшина, Быков официально и категорично настоял, чтобы его ленту сняли с конкурса, а главный приз присудили «Калине». Сказав, что в списке, где Шукшин будет первым, будет иметь честь быть сотым. Не будучи лично знакомым с Шукшиным, он не осмеливался подойти к нему. Тот сам разыскал Быкова, крепко пожал руку и обнял.

Следующим фильмом Быкова-режиссера — и также вершинным — стала снятая в 1976 году героическая военная картина «Аты-баты, шли солдаты…», где он ярко сыграл ефрейтора Святкина. Здесь также проявилась режиссерская дальновидность мастера — роль рядового Крынкина стала первой в кинокарьере Богдана Бенюка. Как рассказывал потом актер, именно Быков научил его по-настоящему искренне плакать перед камерой, как и достигать настоящего драматизма и трагизма в кадре.

Натурные съемки «Аты-баты, шли солдаты...» происходили зимой около подмосковного Загорска. Эпицентр всего процесса — Леонид Федорович. Все было настоящим — снег, морозы, достигающие -36 градусов. Но актеры не мерзли! И секрет был не в каких-то физиологических особенностях актеров, а во внутренней уверенности того, с каким великим художником и человеком повезло им работать.

Все мы грешны, где-то что-то неправедного у каждого есть за собой. Леонид Быков — исключение! Библия говорит также, что свято место пусто не бывает. Только не место Быкова! Такого, как он, нет и больше не будет, уверены земляки режиссера. Его любили и на Донбассе и во всем Союзе, жаль, что в нынешней Украине не принято гордиться такими фигурами. Но донетчане говорят: «Леонид Быков - наш хлеб».

В 1974-м Леониду Федоровичу присвоили звание народного артиста Украины, а в 1977-м за создание «В бой идут одни старики» и «Аты-баты, шли солдаты…» Быков был удостоен Государственной премии имени Т. Г. Шевченко. Начал работать над фильмом «Пришелец». Жизнь не просто наладилась — шла вверх.

11 апреля 1979 года, он на своей «Волге» возвращался домой с дачи. Прошел дождь, асфальт был мокрым. На трассе Киев — Минск на скорости 90 км/ч пошел на обгон трактора. Выехав на встречную полосу, вдруг увидел перед собой встречный грузовик ГАЗ-53. Ударил по тормозам, но лобового столкновения было уже не избежать. На скользкой трассе «Волгу» отбросило на 22 метра, а после ГАЗ-53 тянул ее еще 18 метров. Быков погиб на месте.

Рассматривались разные версии, вплоть до заказного убийства. Слухи о самоубийстве также не имели основания. Прощальное письмо-завещание к своим друзьям, которое Быков написал еще в 1976-м, начинается так: «Никогда и никому не верьте, что я наложил на себя руки». Эту бессмысленную версию опровергло и следствие, установившее: даже в момент столкновения педаль тормоза «Волги» была до упора вдавлена ногой Быкова. Оно же доказало полную непричастность к аварии водителя ГАЗ-53 и оправдало его. Было доказано: это было фатальное стечение обстоятельств.



За две недели до смерти Леонид Быков ездил в Ленинград навестить в больнице своего друга актера Алексея Смирнова. На войне сержант Смирнов стал полным кавалером солдатского ордена Славы (таких людей было 112). В «Стариках» Быков даже сохранил в образе авиатехника его настоящее отчество — Макарыч. Несколько часов друзья бойко общались в больнице, а попрощался Маэстро своей знаменитой фразой из фильма: «Будем жить, Макарыч! Будем жить!».

О гибели Быкова врачи Смирнову не сказали, чтобы ему не навредить. В канун выписки, 9 мая 1979 года, Смирнов купил несколько бутылок коньяка, чтобы отблагодарить врачей. «Пойду, позвоню в Киев Лёне, — бодро сказал Макарыч. — Поздравлю с праздником, сообщу, что выписываюсь». «Некому звонить, Алексей Макарович, — вынуждены были сказать врачи. — Нет больше вашего друга…». На глазах Смирнова заблестели слезы, он ушел в палату, лег на кровать и через минуту умер.

В том прощальном письме Леонид Быков со свойственными ему чувством юмора и иронией «срежессировал» собственные похороны: «Никаких оркестров, студий, Дома кино, — Упаси Бог. Из дома — просто туда, куда положено. Это мой крик, мольба. Не нужно цирка, который зовется почестями, никаких надгробных речей, потому что я встану и пойду — выйдет конфуз. Только кто-то из вас один, кому захочется, скажет одно слово: «Прощай!». Все сделали так, как завещал Маэстро.

©При копировании ссылка на сайт обязательна

Комментариев нет:

Отправить комментарий