Волна заинтересованности большими данными, наконец, докатилась и до нас. Чуть ли не еженедельно проходят конференции на эту тему, а спрос на специалистов только стабильно растет. К сожалению, многие предприниматели до сих пор не понимают, что такое «большие данные», и каким образом они могут пригодиться. Давайте разберемся, где находится граница между small data и big data, каким образом последнюю используют компании, и есть ли до сих пор «хайп» вокруг этой темы.
Когда заканчиваются малые данные и начинаются большие? Некоторые эксперты шутят, что большие данные начинаются там, где заканчивается миллионная (последний) строка Excel. Это шутливое определение не очень далеко от официального, которое определяет Big Data как наборы данных, настолько объемных и сложных, что традиционное прикладное программное обеспечение не может с ними справиться. Поэтому в действительности граница между большими и малыми данными весьма условна и субъективна, и со временем и развитием технологий она будет менять свои координаты.
Для характеристики больших данных используют набор признаков «три v»: их объем (volume), скорость накопления новых данных и их обработки (velocity) и многообразия типов данных, которые могут обрабатываться (variety). В последующем появились интерпретации с добавлением достоверности (veracity), жизнеспособности (viability), ценности (value), изменчивости (variability) и визуализации (visualization).
Какая польза от Big Data? В фундаментальном отчете, который в свое время резко повысил мировой интерес к теме больших данных, специалисты выделили пять путей, где большие данные создают ценность:
Прозрачность – быстрый доступ к необходимой информации может значительно уменьшить время операционной деятельности и улучшить качество.
Возможность экспериментировать ради выявления потребностей, определения изменчивости и повышения производительности.
Сегментация населения для настройки действий под конкретную аудиторию.
Принятие решений человеком можно заменить или поддержать алгоритмами.
Создание новых бизнес-моделей, продуктов и сервисов.
Есть ли «хайп» вокруг Big Data? Аналитики, которые изучают тренды и ежегодно выпускают диаграмму Gartner Hype Cycle, где дают оценку развитию и популярности технологиям, в 2015-м исключили «большие данные» из списка «хайповых», объяснив это тем, что эти технологии уже стали нормой для корпоративного IT.
Но это как часто бывает, подобные тренды к нам доходят только через несколько лет. Бизнес начинает искать пути оптимизации и развития бизнеса с помощью больших данных, иногда даже не подозревая, что уже давно пользуется этим инструментом на более базовом уровне, которого в большинстве случаев вполне достаточно для наших реалий. Этот, почти спонтанный, интерес привел к определенной мистификации Big Data, превратив ее в «волшебную палочку», способную решить любую бизнес-проблему.
Что делают компании с данными? Очень много наших компаний находится на этапе бессистемного накопления данных с надеждой, что они смогут принести пользу в будущем. Этот этап также включает архивы из доцифровой эпохи. Однако повышенный спрос на специалистов из data science является индикатором того, что часть компаний уже перешла к этапу оптимизации накопленных данных и построения аналитических, статистических и machine learning-моделей.
Сегодня существует запрос от бизнеса на бизнес-аналитику такого типа:
- найти факторы, влияющие на продажи;
- найти факторы, которые влияют на реакцию потребителей на разного рода маркетинговую и рекламную активность;
- найти вероятность возвращения потребительского кредита;
- оптимизировать модель ценообразования на услуги, учитывая цены конкурентов.
Что будет дальше? Использование больших данных в бизнесе уже скоро станет такой же нормой, как наличие корпоративного сайта. И хотя это не панацея, но это действительно полезный инструмент, который может значительно улучшить бизнес-показатели и поможет лучше понять клиентов.
Бизнес, который смотрит вперед, обязательно будет использовать Big Data, а все другие – будут поглощены более эффективными игроками. Предпосылки – вхождение в отечественный бизнес международных игроков, повышение уровня конкуренции, а отсюда и необходимость повышения эффективности.
Александр Панов
©При копировании ссылка на сайт обязательна


Комментариев нет:
Отправить комментарий